Газета "Вперёд"

Александр Мальцев: «Я видел Феллини…»

В Каннах завершился кинофестиваль. Полторы недели знаменитые режиссеры и молодые дарования представляли свои новые картины. Жалко, что большинство из них не попадут в массовый прокат и их увидят лишь избранные. Если столичный искушенный зритель имеет шанс посмотреть шедевры авторского синематографа в специализированных арт-хаус- кинотеатрах, то жители Кирово-Чепецка, впрочем, как и Кирова лишены этой возможности. Об этом сожалеет известный в городе знаток и ценитель «самого важнейшего из искусств» Александр Мальцев, который в 80-е годы вдохнул жизнь в киноклуб «Встреча», где показывались фильмы из категории «не для всех».

 — Александр Иванович, старожилы помнят, какие жаркие обсуждения были после просмотра картин авторского кино. Оценивали Тарковского, Сокурова, Феллини. Безусловно, именно такие встречи способствовали пробуждению интереса к «другому кино». Зрители остались вам благодарны…

 — В данный момент очень не хватает таких киноклубов, где люди могли бы не только посмотреть фестивальные картины, но и высказать свое мнение после сеанса. Поднять людей на диалог всегда было непросто. Часто во время обсуждения возникали споры, зрители отстаивали свою точку зрения. А как иначе? Бывали ситуации, когда зрители совершенно «не попадали в фильм», и разговор не клеился. Я вел 10 лет клуб при кинотеатре «Восток». Тогда по всей стране существовало движение киноклубов, цель которых была показать картины, не вышедшие в широкий прокат. По городам ездили режиссеры и сценаристы, были интересные встречи. С тех пор многое изменилось. Я сейчас говорю об иной культуре посещения кино. Прежде это был ритуал. Тогда журнал «Советский экран» был очень популярен, его огромный тираж не залеживался в киосках. Люди следили за развитием кинематографа, за именами, новинками. В кинотеатр приходила почтенная публика. Она смотрела новые фильмы ради обретения духовного опыта и эстетического удовольствия. Сейчас в кинотеатрах сидит исключительно молодежь, жует попкорн, а на экране – боевики и фантастика.

 — Все так плохо? Разве в России не снимают хороших фильмов?

 — За последнее время могу выделить Андрея Звягинцева – это настоящая надежда отечественного кинематографа. Его картины «Возвращение», «Изгнание» и «Елена» — мощные и глубокие произведения. Пример экзистенционального искусства. Беспощадный приговор времени. Скупыми, но вместе с тем выразительными средствами Андрей Звягинцев показывает внутренний мир человека. Я это называю филигранной работой. Безупречный стиль. А какая музыка в его картинах! Другое дело, посыл Звягинцева лишен оптимизма, его мировоззрение печально.

 — Неужели, кроме Звягинцева, нет новых творцов?

 — Слава Богу, снимается немало хороших сериалов для телевидения.

 А сильных художественных событий в большом кино не происходит.

 Многие новые картины по сути своей депрессивны и беспросветны. Например, Валерия Гай Германика мне несимпатична, а последние фильмы Алексея Балабанова «Груз 200» и «Кочегар» мне чужды. Возлагаю надежды на Сергея Урсуляка, режиссера «Ликвидации», который экранизирует сейчас роман Гроссмана «Жизнь и судьба». Жду с интересом.

 — А от Алексея Германа не ждете новых откровений?

 — От него ждет вся страна, когда он закончит «Трудно быть богом» по Стругацким. Уже много лет…

 — Расскажите, откуда у вас интерес к кино?

 — Кино любил всегда. Но серьезно изучать его начал в зрелые годы. Свой интерес я не могу объяснить. Он либо есть, либо его нет. Может, это свойство моей натуры, или фильмы из детства были настолько интересными, что они навсегда оставили след в душе. Недавно пересмотрел с большим удовольствием «Тихий Дон» Герасимова. В очередной раз поразился, насколько это мощное произведение, ничуть не устаревшее ни по эстетике, ни по идеологии. И таких фильмов немало. «Война и мир», например. Или «Гамлет». Кино в годы моей юности было частью жизни нашего поколения. Оно воспитывало и прививало хороший вкус. Это сейчас у кинематографа много медийных конкурентов, в первую очередь, интернет. А у нас, кроме кино, ничего не было.

 — Вы всю жизнь работаете на химическом производстве. Сейчас продолжаете трудиться на «ГалоПолимере». Но в свое время вы ведь окончили киноведческий факультет ВГИКа. Это очень интересный поворот вашей биографии. Расскажите, как вы учились в главном киновузе страны?

 — Учеба во ВГИКе — самое счастливое время моей жизни. Я учился заочно. Часто вспоминаю свои поездки на сессии в Москву, встречи, разговоры с ребятами со всей страны. Мы с утра до вечера смотрели кино. Самое разное. Особой творческой радостью было слушать лекции мастеров. Нужно учесть, что я поступил во ВГИК в 1978 году, когда мне был 31 год. Сдать специальные экзамены, кроме общеобразовательных, было несложно, поскольку к этому времени у меня уже был хороший багаж знаний из области кино. Я много читал, знал биографии режиссеров, интересовался новинками.

 — Встречи с какими режиссерами повлияли на ваше мировоззрение?

 — Я видел Федерико Феллини в 1984 году, когда он в очередной раз приехал в Москву вместе с супругой Джульеттой Мазиной. По инициативе великого режиссера была организована встреча с киноклубниками нашей страны. Ему было интересно пообщаться, подискутировать с людьми, которые видели его картины. Напомню, что самый знаменитый визит Феллини в СССР состоялся в 1963 году, когда он привез на Московский кинофестиваль свой знаменитый фильм «8 ½» и взял главный приз.

 — А из отечественных гуру с кем свела судьба?

 — С Александром Сокуровым в 1990 году в Сыктывкаре. Перед киноклубниками страны он представлял картину «Круг второй». Это было время творческого взлета Сокурова, он был очень популярен в интеллигентской среде. В годы моей учебы в институте про Александра ходили легенды, его называли гением. Говорили, будто бы в общежитии ВГИКа он прятал копии своих фильмов. И вот через семь лет после окончания института, я встретил живого классика. И даже общался с ним. Сейчас он стал мэтром в планетарном масштабе. Каждый его фильм становится событием на главных фестивалях мира. Его приглашают, ждут как посланника России. И уже о нем самом снимают кино. Этот мудрый, скромный, деликатный художник-философ обрел готовность и потребность судить о глобальных вопросах бытия от первого лица.

 — Успели посмотреть его нашумевший фильм «Фауст», который стал триумфатором последнего Венецианского фестиваля?

 — Жду с нетерпением, когда его покажут по ТВ. Читал рецензию в «Литературке», где «Фауста» раскритиковали. Не удивился, поскольку знаю настроение критиков, которые считают, что Сокуров «продался» Западу. Категорически не приемлю эту точку зрения.

 Если говорить о других мастерах, то у нас в Кировской области живет замечательный художник, классик документального кино Алексей Погребной, дважды лауреат Госпремии. Когда я бываю в других городах, его фамилия звучит как пароль, поскольку многие знают именитого вятского документалиста. Для меня это самая ценная кинематографическая встреча и знакомство последних лет. Я публиковал рецензии на некоторые его фильмы. По поручению Погребного ездил на фестивали в Обнинск и Саратов представлять его картины, поскольку сам режиссер не мог лично присутствовать. Алексей Иванович стал настоящим другом Кирово-Чепецка, провел несколько встреч с жителями города.

 — Александр Иванович, посоветуйте, что нужно сделать, чтобы понимать авторское кино?

 — Для этого необязательно получать образование во ВГИКе (улыбается). Хорошо если встретится в жизни человек, который подскажет, наметит ориентиры. Неплохо было бы, чтобы в школах существовали факультативы, где бы изучали историю синематографа. В свое время я вел занятия в школах как филиалы киноклуба. Чтобы понимать кино, нужны знания, зрительский опыт и развитое эстетическое чувство. Смотрите только хорошие фильмы!

 Алексей УЛЬЯНОВ, газета «Вперед» фото автора.

 

Киновед Александр Мальцев рекомендует посмотреть:

  •  — «Андрей Рублев» Андрея Тарковского
  •  — «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева
  • — «Пловец» Ираклия Квирикадзе
  • — «Тема» Глеба Панфилова
  • — «Восхождение» Ларисы Шепитько
  • — «Проверка на дорогах» Алексея Германа
  • — «Гибель богов» Лукино Висконти
  • — «Год спокойного солнца» Кшиштофа Занусси
  • — «Пятая печать» Золтона Фабри
  • — «Фанни и Александр» Иргмана Бергмана

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх