Газета "Вперёд"

Георгий Пойлов. «Однажды в Париже»

Имя фотохудожника Георгия Пойлова в нашем городе известно давно, но, скорее, узкому кругу посвященных. В Кирово-Чепецке он – мэтр фотоискусства, но редко бывает на тусовках местных фотографов, не стремится к публичности, старается держаться в тени. Такие люди всегда вызывают повышенный интерес. Более близкое знакомство с этим творческим человеком сулит множество открытий.

— Георгий, вы занимаетесь фотографией более двадцати лет. Однако за всё это время выставки, состоявшиеся в Кирово-Чепецке, можно сосчитать на пальцах одной руки. Почему?

— Действительно, получилось так, что меня больше знают за пределами нашего города и даже области. Потому, наверное, что у меня нет цели «засветиться», прорекламировать свой бизнес, продать свои работы. Для меня фотография – искусство, которым я увлечён многие годы.

— «Засветились» вы ещё на заре своего творческого пути, в 30 лет став членом Союза фотохудожников России. Что значит для вас это звание?

— Я был принят в этот союз на заре его создания, был в первых рядах. Сразу же получил звание «Лучший молодой фотограф» и стипендию, которая к нему полагалась. Меня вовлекли в активную творческую жизнь. Начало 90-х: Россия, вдохнувшая воздуха свободы, бурлила. Меня приглашают в путешествие по Волге, где на теплоходе собрались сотни российских и зарубежных фотографов. Для нас, отгороженных от всего мира, это было фантастикой. Именно там я познакомился с коллегами со всего Союза, с лучшими московскими фотохудожниками, с авторами из Прибалтики и дальнего зарубежья. Информация захлёстывала. Стал активнее выставлять свои работы. Позже по приглашению Министерства иностранных дел я участвовал в фотовыставке во Франции, обретя там друзей на всю жизнь. Можно считать, что членство в Союзе фотохудожников России для меня – счастливый билет в жизни.

— Открывшиеся перспективы, признание не заставили подумать о том, чтобы сделать фотографию своей профессиональной деятельностью? Кстати, какое у вас образование?

— Зооинженер, специализация – пчеловодство, окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. В 90-е годы нужно было думать о хлебе насущном. Выбор был сделан в пользу обеспечения семьи. Я тогда работал в отделе сбыта на химкомбинате. Сейчас я коммерческий директор одного из предприятий города.

К концу 90-х в Кирове было много способных ребят – репортёры, фотохудожники. Многие уехали в Москву, успев занять свои ниши в фотографическом деле. Та фотография, на которой можно было зарабатывать какие-то деньги в Кирово-Чепецке, меня не устраивала. Портреты, свадьбы – не то, не мог себя заставить делать так, как надо кому-то. Хотелось заниматься искусством. А успевать быть в центре московских событий, участвовать в выставках того уровня становилось всё труднее. Поэтому лет на шесть я выпал из этого круга. А где-то с 2005 года началось моё возвращение в среду фотохудожников.

— Что же такое современное фотографическое искусство? С появлением цифровой техники фотография стала доступной практически каждому. Так кто же может называть себя фотохудожником?

— Долгое время мы не имели доступа к мировой культуре, мировому опыту, и в искусстве фотографии тоже. Хотя в советское время в России, в нашем городе были люди, серьёзно занимающиеся фотографией как искусством, упорные в своих познаниях. Это тот же фотоклуб «Двуречье». Мы отличались от западных фотографов слабостью техники и многочисленными повторами того, что уже существовало. Многим приходилось изобретать велосипед. Вспомните известного «деревенского фотографа» Виктора Зонова. Он потратил столько времени и энергии, чтобы открыть то, что в мировом масштабе уже было известно. Хотя в его фотографиях столько искренности, пристального взгляда на природу… Один из критериев настоящего художника — умение передать через фотографию то, что творится в душе.

Сейчас процесс фотографирования упростился. Через интернет можно участвовать в различных конкурсах, и не нужно для этого отправляться в Москву с рюкзаком фотографий. У молодёжи виден всплеск интереса к фотографии, к выражению своего видения мира с помощью этого искусства. Даже в сравнении с 90-ми годами гораздо большее количество молодых людей задаётся вечными вопросами, на которые искусство всегда ищет ответы: война и мир, отношения мужчины и женщины, преступление и наказание и т.д. С другой стороны, много и тех, кто взял в руки фотоаппарат, чтобы просто снимать что-то «гламурненькое», красивенькое, поверхностное, не утруждая себя поисками и размышлениями.

Гении, люди талантливые всегда стремились развиваться, совершенствоваться в искусстве. При этом редко кто из них жил достойной, сытой, благополучной жизнью. Кто-то сходил с ума, кто-то умирал в нищете, кого-то прокляли… В искусстве и сейчас то же самое. Если мы говорим об искусстве, которое идёт на острие мировых процессов в поисках новых идей, форм и содержания.

— Но как вы определяете, глядя на фотографию, что это – талантливо? Нет ли здесь субъективизма?

— Конечно, я оцениваю фотографии с точки зрения моего взгляда на вещи, моего опыта. В этом году я являюсь членом жюри молодёжного конкурса, который проводит Союз фотохудожников России. Он состоится нынешним летом в Чебоксарах. Сейчас идёт отборочный тур, ожидается более одной тысячи заявок. Для выставки из них надо выбрать 100 авторов, а из них 10 — на награждение стипендией. Это интересно. Вот, смотрите (показывает фотографии на мониторе компьютера): лица современников в интерьере иных эпох — ставлю плюс. А это что? Несколько фотографий бабочки, сделанные за полчаса на одном месте. И человек не постеснялся направить на конкурс!

Недавно нашел в интернете фотоработы мужчины, у которого отнялись ноги. Он делает их лёжа, на садовом участке. Снимает муравьёв, которые принимают разные позы. А потом придумывает им реквизиты, создавая сценки из жизни человека. При этом -филигранная техника. Он идею имеет и себя спасает, он достоин быть представленным на конкурсе.

— Что снимаете вы? Какие ваши фотографии обратили на себя внимание знатоков?

— Снимаю то, что взволновало из увиденного в жизни. Есть самые разные серии, коллекции. Но на конкурсы, в основном, я представлял чёрно-белые фотографии – натюрморты. Пытаюсь освоить традиции живописи. Считаю, что искусство фотографии, в первую очередь, — это работа со светом. Эти фотографии снимаются длительно, печатаются вручную, по старинке, на фотографической бумаге. У таких снимков появляется своя история. В художественной школе мне выделили закуток без окон, где можно заниматься фотографией. В реквизитной там полно разных интересных предметов. И растения там же можно выращивать и снимать.

Мои натюрморты приобрела Национальная библиотека Франции на первой же выставке в Париже. Это крупнейшее собрание фотографий в мире. Они хранятся в специальных камерах, где поддерживается определенный температурный режим; их берут в руки только в перчатках. Ещё мои работы приобрели Российский музей изобразительных искусств (Третьяковская галерея), фотографический музей в Америке, где готовят искусствоведов по фотографии, музеи Риги, Шауляя, Чехословакии, есть они в частных коллекциях. Это приятно.

— Из всех иностранцев вы подружились с французскими коллегами. Почему?

— Сама фотография родилась в Париже около 160 лет назад. Это центр фотоискусства в Европе. Там жизнь кипит: масса фотографических школ, агентств, фотогалерей, сосредоточение лучших фотографов. Я был во Франции четыре раза. В городке Экс-ан-Прованс местный фотоклуб организовал мою выставку. В прошлом году четверо моих друзей были моими гостями в Кирово-Чепецке. Все они уже не так молоды, младшему – 53 года, старшему – 73. Все были в России впервые. Мы показали им наш город, Киров, село Великорецкое, затерявшуюся в лесах деревню Донаурово.

— Что вызвало наибольший интерес у французских фотографов?

— Если говорить о Кирово-Чепецке, то понравились просторы наших дворов, проспектов. Хотя архитектура показалась унылой и однообразной. Но когда я объяснил, что эти дома были построены для людей, чтобы они имели отдельное жильё, они это одобрили. Жителей старой Европы очень привлекают места на планете, не тронутые цивилизацией. Поэтому особое восхищение вызвала наша природа, деревня Донаурово, её жители. И ещё одна вещь – как оказалось, в России живут грамотные, умные люди, и цивилизация у нас не такая уж отсталая, как французам представлялось до того. Сейчас ведём переговоры о том, чтобы молодые французские фотографы приняли участие в выставке в Чебоксарах.

— Вы серьёзно интересуетесь мировым фотоискусством. Вас, как фотохудожника, признали во многих уголках России, зарубежья. В союзе фотохудожников считаются с вашим мнением. Но ведь вы – житель провинции, никогда не покидали её надолго, вы сформировались здесь, как художник. Может ли провинциал воспринимать мир, как, скажем, парижанин?

— Знаете, однажды в Париже, в одном из агентств, я показал свои репортажные снимки. Ими заинтересовались, спросили, могу ли я прямо сейчас отправиться куда угодно на съёмки? А у меня уже был билет домой, уезжать надо было через три дня. Я не смог воспользоваться шансом — это означало бы сказать семье и начальнику – пока, что безответственно.

А по поводу провинциальности могу рассказать историю. Один канадец никогда не выезжал со своей фермы, где жил с семьёй – женой и четырьмя детьми. Он снимал то, что видел вокруг, свою семью. Жюри самого престижного конкурса среди фоторепортёров — World Press Photo — три раза признавало его работы лучшими, он становился лауреатом.

— То, что фотография не стала вашей профессией, — это спасло ваше отношение к ней, или вы смогли бы достичь большего, став профессиональным фотографом?

— Думаю, достиг бы большего. Был бы путь, связанный с журналистикой, с событийным фото. У меня есть серия неплохих снимков о родном крае начала нынешнего века. Но что с ними делать? Такой проект не нужен в области.

— Георгий, какой период в творчестве переживаете сейчас?

— Наверное, подъём. Появились время, желание, возможности заниматься фотографией для себя. Стали приглашать на выставки, возобновил активные связи с Союзом фотохудожников. Организую выставки для Кировского художественного музея имени братьев Васнецовых. В этом году готовим выставку кировского фотохудожника Алексея Мякишева, работающего сейчас в Москве на ведущие мировые агентства. Хочу снимать новые натюрморты.

— Вы смогли соединить в себе здоровый прагматизм, не выпадая из времени, и серьёзное, вдумчивое отношение к творчеству, верность внутреннему ощущению художника. Удачи вам на этом пути. А мы будем гордиться ещё одним нашим земляком.

Беседовала Светлана Патрикеева, газета «Вперед»

Цитата:

«Я был бы фотографом, если бы зарабатывал фототрудом, — а так я фотографист (похоже на пофигист, но это не так), т.е. пытаюсь выражаться фотоязыком, когда есть, что есть. Я был бы рыбаком, когда б меня по жизни кормила ловля рыб, — а так или я их кормлю (из рук), или — один рыбный день в неделю. Я был бы путешественником, если бы путешествия эти имели цель и ценность, — а так я скиталец. Я был бы…, но, тем не менее, я есть».

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх