Точка зрения

Нельзя словами «окультурить»

Уважаемый профессор столичного театрального вуза сказал своим студентам, что в предлагаемых современных обстоятельствах, встречая корабль с алыми парусами, Ассоль непременно «навернулась бы на арбузных корках». Речь шла в том числе о состоянии российской культуры. Быть может, несколько циничная, но, на мой взгляд, очень верная оценка…

Ассоль и арбузные корки

В нашей газете (№ 8 от 2 марта) была размещена статья Ирины Дегтяревой «Совершенное общество — общество, сознающее свое несовершенство», где говорится о встрече «участников культурного процесса города», состоявшейся 26 февраля. Организаторы ее ставили, как я поняла, две задачи. Задача-минимум: обсудить статью на тот момент кандидата в президенты Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России». Задача-максимум: обозначить некую стратегию развития культуры в Кирово-Чепецке. Инициаторы круглого стола — депутат городской Думы Андрей Наговицын и исполнительный директор хлебокомбината Вячеслав Рудик являются активистами «Единой России», поэтому минимум был понятен — акцентировать внимание собравшихся, а поскольку там были представители СМИ, то и жителей города, на социальных тезисах кандидата «единороссов». А вот как рассматривать «культурный» максимум в отрыве от финансовой составляющей (такой формат сразу же был заявлен модератором «круглого стола» Ириной Дегтяревой), большинство приглашенных в течение трех с лишним часов так и не смогли взять в толк.

Пусть нас обвиняют в меркантильном мировоззрении, в том, что среди нас все меньше бессребреников и альтруистов. Се ля ви, как говорят французы. Человек, который вынужден постоянно думать о хлебе насущном (в смысле об обеспечении хотя бы относительно приемлемого уровня жизни для себя и своей семьи), вряд ли будет уноситься в заоблачные эмпирии. Наша действительность такова, что если не будешь прочно стоять на ногах, то снесет тебя в одночасье даже легким дуновением.

…В прошлом году в нашу редакцию приходили трое читателей с разными культурными идеями и просили обеспечить им публичную поддержку. Вертели мы эти письма и так, и эдак, но спустя несколько дней звонили авторам и отказывали с извинениями. Идеи сами по себе, бесспорно, хороши: построить в Кирово-Чепецке 1) театр оперы и балета; 2) культурно-спортивный комплекс «на Карпатах»; 3) галерею современного искусства. Ну кто бы, скажите на милость, этого не хотел?! Но разве есть реальная возможность для создания таких объектов? Впрочем, даже если бы и упали вдруг с небес сумасшедшие федеральные или спонсорские деньги, все эти объекты будут убыточны, а взять бремя по их содержанию у нас, скажем честно, никому не под силу. Попытки гигантомании для Кирово-Чепецка пагубны, и тому есть множество примеров.

Мечтать не вредно — вредно не мечтать. Но воспринимая реальность свысока, игнорируя так называемые предлагаемые обстоятельства, непременно «навернешься на арбузных корках».

Арлекин побеждает Пьеро

Ирина Дегтярева сказала на этой встрече, что миссия нашего культурного сообщества, в котором подразумеваются и обычные горожане, а не только те, кто имеют специальность работника культуры, либо занимаются профессиональной деятельностью в этой сфере, — «выдавать идеи и формулировать ценности». Но идеи, как мы видим, — не самоцель. Идея в голом виде, без возможности ее воплощения, пусть даже в отдаленном будущем, не объединяет нас, а, напротив, разъединяет и дезориентирует. Потому что в культурном сообществе, как и в обществе в целом, сегодня происходит расслоение, только несколько иного плана: на приземленных и возвышенных, на сторонников Арлекина и поклонников Пьеро. Арлекин и Пьеро, по мнению Ирины Дегтятевой, два лица современной культуры. Первый — синоним масскульта, который сегодня представлен в том числе шоу-бизнесом, того, что нужно «толпе», второй, видимо, олицетворяет тоску по высокому искусству, по невозможности воспитания подрастающего поколения на лучших образцах культуры и общезначимых культурных традициях.

Если задуматься об исторических аналогиях, то станет ясно, что «высокая» культура всегда была уделом благополучных людей. Можно сколько угодно возражать, что эмигранты первой волны, оказавшись в нищете на чужбине, тем не менее, сохранили свой культурный уровень, но это нельзя считать весомым аргументом: то, что передавалось из поколения в поколение, враз утратить невозможно. Но через несколько десятилетий, при изменившихся условиях жизни, можно легко растерять. Ярким примером тому является родной Кирово-Чепецк, где, как отмечали участники встречи, общий культурный уровень пугающе упал по сравнению с тем, что было лет 25-30 назад. Поведение, демонстрирующее неуважительное, я бы даже сказала — наплевательское, отношение к окружающим, становится нормой не только у большинства подростков, но и взрослого населения. В чем причина? Быть может, в том, что повзрослели те наши сограждане, чьи родители были вынуждены в лихие 90-е пожертвовать заботой об интеллектуальном и духовном воспитании своих детей в угоду тому, чтобы их попросту прокормить. Институт семейного воспитания в тот период съежился в своем смысловом содержании словно шагреневая кожа. Но чья в этом вина?..

Впрочем, не только в Кирово-Чепецке, но и повсюду (столичные города не исключение) Арлекин, усердно работая локтями, загнал Пьеро в дальний угол. Перейдя в свое время с ведомственного финансирования на муниципальное, учреждения культуры, прежде всего — провинциальные, не могут позволить себе роскошь тратить деньги на планомерное культурное воспитание населения, а вынуждены действовать на потребу сегодняшнего дня. Отсюда — и невысокий, как правило, уровень проводимых мероприятий, и их выбор по принципу «пипл схавает», и предпочтение коммерческих форм и проектов. Надо сказать, что и перевод учреждений культуры из бюджетных в автономные не спасет положение: суть этих изменений в том, чтобы дать им большую свободу все в той же коммерческой деятельности.

Путин и «культурная Революция»

Несмотря на предупреждения модератора о том, что приоритет разговора — идеи и ценности, его участники очень быстро «съехали» на то, что волнует каждого из них. Отсутствие молодых кадров, материальная изношенность объектов культуры и, конечно, недофинансирование этой сферы. Ну никак не получилось у них оторваться от земного! И повод для встречи (статья В.В. Путина) забылся как-то сам собой. Пока я «под занавес» не поинтересовалась, а что, собственно, уникального, требующего широкого обсуждения, содержится в этой статье. Нас посвятили в какую-то тайну? Или сообщили, что муниципальная культура переходит на федеральный бюджет со всеми вытекающими последствиями? Или «выписали рецепт», позволяющий разом подняться на следующую ступень эволюции?

Андрей Наговицын назвал революционной фразу «Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей». Путин имел в виду систему самодеятельного художественного творчества. Так это, пожалуй, единственное, что сохраняют до сих пор малые города, при отсутствии возможности приобщения к национальным и мировым культурным ценностям. И на прошедшей встрече педагоги, занимающиеся дополнительным (в данном случае — творческим) воспитанием детей, подтвердили это. Немало у нас по-прежнему и взрослых самодеятельных коллективов. Но ведь говоря о дефиците культуры, мы имеем в виду как раз не тот контингент, который с упоением поет, танцует, декламирует, играет, рисует, читает книги, наконец. С другими-то что делать?

Чтобы приобщить к культурным ценностям весь народ, Путин предлагает формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, бесплатное размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей, специализированные телеканалы, посвященные классической музыке, литературе, театру, изобразительному искусству и т.д., что станет реально при переходе на цифровое телевидение. Наверное, в культивировании таких дистанционных форм есть определенный смысл, коль личное «общение с прекрасным» затруднительно. Но ведь еще большой вопрос: а захотят ли ко всему этому люди сегодня приобщаться?

Некий мотив позитива чувствуется только в обещании воплотить проект государственной программы развития культуры в малых городах. Причем, с привлечением широкой общественности. Но, увы, наша, кирово-чепецкая, общественность не сочла нужным даже обсудить проект муниципальной целевой программы по развитию культуры, который утверждался в 2010 году.

Все начинается с семьи…

На мой взгляд, есть две главные ценности, которые воздействуют на уровень культуры, — семья, в которой мы воспитываемся, и общество, в котором мы живем. И тут, пожалуй, нельзя определить, что первично, а что вторично. Но они, безусловно, взаимосвязаны. Как правило, ребенок из семьи с высоким уровнем культуры, став взрослым, имеет повышенные требования к окружающему миру. Это главная причина, по которой мы ежегодно теряем лучших выпускников кирово-чепецких общеобразовательных учреждений.

Парадоксально, но некоторые ребята, проявляя чудеса патриотизма, возвращаются на свою малую родину и тут же сталкиваются с проблемами, которые при всем желании не могут разрешить самостоятельно, — невозможность обрести собственное жилье, низкая зарплата… Конкретный пример привела Татьяна Скорб, преподаватель детской музыкальной школы: ее дети, став профессиональными работниками культуры, попытались устроиться на работу в Кирове. Снимать жилье при невысокой зарплате не получилось, а служебное давали только иногородним специалистам (!). Сейчас они работают в других городах.

И вновь я возвращаюсь к тому же, с чего начинала: уровень культуры зависит от уровня жизни конкретной семьи. Мы не рассуждаем сейчас о людях, которые способны в течение года тратить на свои нужды сумму, эквивалентную, например, нашему городскому бюджету, которые позволяют себе любоваться картинами в Лувре и слушать оперных звезд мировой величины в «Ла Скала». Мы говорим о том уровне, на котором человек может чувствовать себя Человеком, а не бесправным существом, жизнь которого поделена на неравнозначные промежутки: работа — прием пищи — сон. И пока российские семьи не будут ощущать свою защищенность и уверенность в завтрашнем дне, ни о какой культурной революции не может быть и речи.

Единственный серьезный постулат, который укрепился во мне после «круглого стола», — это то, что культуру нельзя разделить на идеи, формы, методики и проч. Поскольку она есть исторически определенный уровень развития общества и человека. Культура досуга, культура труда, культура общения, культура потребления… Все это части одного целого. Полагаю, потеря ориентира в разговоре, который состоялся 26 февраля, произошла лишь по той причине, что участникам было предложено рассмотреть одно в отрыве от другого.

/strong

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх