Финансы

А точка усмехнется и станет запятой…


2 декабря в администрации города прошли публичные слушания по проекту муниципального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013–2014 годов. С докладом выступила начальник финансового управления Галина Шавлова. Она отметила, что основными целями при разработке бюджета на ближайшую нашу перспективу явились: обеспечение сбалансированных доходов и расходов бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов, повышение уровня и качества жизни населения. Ну, с двумя первыми целями, наверное, спорить не приходится, а вот по поводу третьей нахлынули на меня горькие размышления.

Катаклизмы больше не грозят?

Порядок и принципы формирования муниципальных бюджетов долгое время были «яблоком раздора» между органами местного самоуправления и властью вышестоящих уровней. Львиная доля налоговых платежей, собираемых на территории муниципалитетов, согласно действующему налоговому законодательству, и по сей день отчисляется в региональные и федеральный центры. Если бы в муниципальном распоряжении оставалась вся собранная сумма, жили бы мы — не тужили. Особо обострились эти отношения в начале 2000-х годов.

Кирово-Чепецкая городская Дума второго созыва два раза подряд не давала добро на утверждение бюджета в конце года, поскольку даже смотреть на скудные цифры было страшно. И покуда за такую строптивость областная власть городской грозила карами земными (в виде отказа от лояльности по отношению к Кирово-Чепецку) и в то же время кормила обещаниями (мол, принимайте-принимайте, а мы вас в беде не оставим), город начинал очередной финансовый год вообще без бюджета — по принципу 1/12, то есть расходы первых месяцев осуществлялись по среднемесячному уровню предыдущего года. Например, на заседании Думы 30 января 2003 года депутат ОЗС Виктор Сучков даже предложил довести ситуацию в Кирово-Чепецке «до глобального возмущения, до катакликзма», чтобы областные власти поняли: жить при таком бюджете невозможно.

По сравнению с тем периодом сегодняшняя ситуация смотрится весьма позитивной и даже с намеком на тенденцию улучшения. Безвозмездные поступления в муниципалитеты в виде различных судсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов с годами отрегулировались как законодательно, так и на практике. Дефициты местных бюджетов, в том числе кирово-чепецкого, свелись к разрешенному Бюджетным кодексом минимуму. И теперь финансовые противоречия между местным самоуправлением и областью сгладились к вящему удовольствию обеих сторон. В прошлом году доходная часть бюджета Кирово-Чепецка впервые перевалила за миллиардную отметку. Однако собственных доходов (налоговых и неналоговых поступлений) было 706 млн. 370 тыс. рублей, остальные 294 млн. 842 тыс. пришли «сверху», а это почти треть всех доходов.

Кто-то скажет: «хорошо». И хочется продолжить «да ничего хорошего». Объем собственных доходов наших прирастает совсем неэнергично, в основном благодаря незначительным изменениям финансового законодательства в пользу местных бюджетов. А все потому, что городская налогооблагаемая база и налоговые источники остаются практически неизменными.

Вновь о базисе и надстройке

На слушаниях вновь было подчеркнуто, что проект нового бюджета имеет социальную направленность (слышим это каждый год!). Социальная направленность — это просто замечательно, мы, жители города и налогоплательщики, будем только рады, если уровень заботы о нас со стороны городской власти и за счет городского бюджета увеличится. Нам жизненно необходимы спланированные и, главное, финансово обеспеченные расходные статьи на образование, здравоохранение, социальную поддержку отдельных категорий населения, жилищно-коммунальный комплекс, ремонт дорог, охрану окружающей среды и т.д. Однако до тех пор, пока в процессе бюджетного планирования не появятся стратегические позиции, рассчитанные на подъем экономики, поддержку малого бизнеса, привлечение инвестиций, бюджет Кирово-Чепецка будет оставаться бюджетом выживания, а не развития.

На заседании городской Думы 30 ноября администрацией была представлена презентация проекта программы социально-экономического развития Кирово-Чепецка на 2012-2016 годы. Председатель депутатской комиссии по финансам Евгения Голубева назвала ее «курсовой работой студента первого-второго курса». Ну, это, может быть, и преувеличение. Но что уровень страдает — однозначно. Потому что в проекте совершенно не чувствуется подходов ни системного, ни ситуационного менеджмента. Продекларированы общие цели (могли бы быть гораздо конкретней с учетом местных условий), а вот методы, способы и мероприятия, которыми они будут достигаться, совершенно отсутствуют. Малый бизнес Кирово-Чепецка вообще проигнорирован (указан только инвестиционный проект ООО «Мито»), как будто он сегодня не стремится изо всех сил укрепить экономическую основу города и как будто не там открываются новые рабочие места для горожан. Для кого писан проект этого «стратегического», с позволения сказать, документа?

Руководителем группы по разработке проекта программы является кандидат экономических наук Алексей Суходоев, в июне этого года вступивший в должность заместителя главы администрации по экономическим вопросам. Тогда мы надеялись, что теоретическая база позволит ему грамотно и эффективно планировать и координировать социально-экономические процессы в городе. Увы, теоретические знания и практические навыки оказались далеки друг от друга как небо и земля. Да и в целом за полгода деятельности Алексей Суходоев никак в новом качестве себя не проявил.

И было планов громадье…

Не наблюдается в Кирово-Чепецке должной преемственности власти. Поэтому, видимо, не с кого спросить, где у нас результаты «Стратегии социально-экономического развития города до 2010 года», которую в 2003 году разработали специалисты Нижегородского института менеджмента и бизнеса? Где хотя бы предварительные итоги исполнения аналогичной программы на 2007-2011 годы, которая в конце 2006 года была достойно представлена общественности на публичных слушаниях (руководитель группы по разработке проекта — Сергей Шутов, предшественник Суходоева)? Это в какую сторону, хотелось бы знать, мы с вами социально и экономически двигаемся? Исполняется ли намеченное в этих программах? Никто публично такой информации не давал.

Давайте честно скажем себе: в Кирово-Чепецке нет реализуемой муниципальной экономической стратегии и нет перспективного планирования социально-экономических процессов. А пока этого нет, налогооблагаемая база не вырастет, и новых доходных источников не появится. Значит, по-прежнему будем радоваться «подачкам», благодаря которым муниципальный бюджет имеет видимость стабильности, а мы, горожане — иллюзию стабилизации нашей жизни. Видимо, не так уж далеко мы ушли от 2003 года, если снова делаем ставку на доходы «сверху», пусть теперь и достающиеся муниципалитету в основном в законодательно закрепленном режиме.

Из заключения на проект бюджета председателя контрольно-счетной комиссии Ирины Шиховой:

— Администрацией не активно ведется работа по выполнению рекомендаций КСК по увеличению доходной части бюджета муниципального образования, которые даны по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ налогового потенциала консолидированного бюджета за 2008-2010 годы, роль неналоговых доходов в формировании доходной базы консолидированного бюджета». А именно:

  1. почти не сокращается количество договоров передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование; 
  2. не активно ведется работа по проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых располагаются многоквартирные дома, что лишает возможности увеличить поступление земельного налога в бюджет муниципального образования…

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх