Горвласть

Система КЗД: кумовство не всегда семейственность

Скудность доходных источников и секвестирование расходных статей муниципального бюджета на 2016 год в администрации Кирово-Чепецка объяснили сложной финансово-экономической обстановкой.

Такое объяснение, конечно, приемлемо: повсеместный кризис – никуда не денешься! Но в то же время это по-своему удобно для системы КЗД, то есть сложившейся в Кирово-Чепецке системы управления городом, суть которой, как мы уже не раз отмечали, в бесконтрольном использовании административных и финансовых ресурсов муниципалитета.

Контроль за бюджетными потоками со стороны населения давно стал у нас практически невозможным. Достаточно сказать, что на общественные слушания по тому или иному вопросу городской жизни, обязательные с точки зрения законодательства, простые люди перестали ходить. На свои злободневные вопросы они либо получали обтекаемые ответы, либо сообщение о том, что это «не компетенция органов местного самоуправления». В зале, как правило, собираются руководители муниципальных предприятий и учреждений. Но они там, как правило, молчат, потому что воспринимают решения местной власти беспрекословно, без обсуждений и размышлений на тему: правильно – неправильно. Такое может быть, если люди чувствуют себя обязанными. Например, если представители власти «протолкнули» на эту должность; если дали на этой должности карт-бланш; если закрывают глаза на «косяки»…

Сколько копий было сломано по поводу целесообразности создания в Кирово-Чепецке нового муниципального учреждения – МБУ «ДЭС»! Первоначально говорилось о том, что оно будет самостоятельно заниматься содержанием улично-дорожной сети. То, что учреждение не в состоянии справляться с этой задачей, обнаружилось очень быстро. Вспомним кошмар на городских дорогах в конце 2014 года – действительно было не пройти и не проехать. Оба аукциона на оказание услуг по аренде дорожно-строительной техники признаны несостоявшимися, и тогда заказчик заключает контракты для обеспечения муниципальных нужд без проведения конкурсных процедур, обосновывая это срочностью устранения последствий неблагоприятных погодных условий как «чрезвычайной ситуации». С таким подходом к федеральному закону о закупках для государственных и муниципальных нужд категорически не согласилась горпрокуратура, справедливо заявив, что «руководство МБУ «ДЭС» не могло не знать о том, что пришла зима, и возникла необходимость уборки снега». И хотя в отношении директора МБУ «ДЭС» Анатолия Бочковского была возбуждено производство по делу об административном правонарушении, Кирово-Чепецк прошлой зимой чистился с привлечением нескольких сторонних организаций по прямым договорам.

Нарушение закона – дело нешуточное, можно если не головы лишиться, то с должностью расстаться. Однако Анатолий Бочковский согласовывал свои действия с заместителем главы администрации Натальей Двининой, куратором сферы городского хозяйства. Мало того, по нашим сведениям, именно она посоветовала директору муниципального предприятия «прикрыться» снежными заносами как чрезвычайной ситуацией.

В 2015 году собственник предприятия в лице администрации устранил причины для прокурорского реагирования и заблаговременно провел конкурсные процедуры: часть городских автодорог оставлена за «ДЭС», другая была разделена на лоты и выставлена на торги. Теперь вместе с «ДЭС» Кирово-Чепецк чистят несколько подрядных организаций. Признать это деление разумным сложно. В его целесообразности можно убедиться только в том случае, если обнаружится такая экономия бюджетных средств, которая позволит полностью укомплектовать спецтехникой муниципальное предприятие для самостоятельной работы. Пока же об экономии ничего не говорится. А статистика ГИБДД свидетельствует о низком качестве очистки автодорог: 13 предписаний по содержанию улично-дорожной сети было выдано только в конце декабря и за 10 дней нового года. Из-за колейности, заужения дорог и снежных навалов, мешающих обзору, стали чаще происходить аварии на дорогах. Но автодороги все же периодически чистят, тротуары же после снегопадов и оттепелей представляли собой не просто печальное зрелище: самые частые адреса, по которым отправляются в такие дни такси, — это МСЧ-52 и ЦРБ. А с кого спросить? Рекордные снежные осадки. «Расстрельные» должности. Всегда в системе КЗД будут виноваты условия, а не конкретные лица.

Ежегодные мучения с выделением МУП «Коммунхоз» дополнительных финансовых средств и понимание, что его задолженность становится «клинической», привело депутатов горДумы в 2011 году к необходимости инициировать аудиторскую проверку предприятия. Когда отчет ООО «Арс-аудит», выполнявшего этот заказ по муниципальному контракту, был представлен на заседании Думы, удивлению не было предела. Вот его заключительные положения: «Если же предприятие работает стабильно (не сокращается и не расширяется), а точка безубыточности растет, следует задуматься, так как получение прибыли становится все более сложной задачей… Анализируя значение показателей рассчитанных коэффициентов, можно сделать вывод о том, что муниципальное унитарное предприятие «Коммунальное хозяйство в 2011 году имеет отрицательную тенденцию к снижению основных показателей, характеризующих эффективность финансово-хозяйственной деятельности».

Некоторые депутаты потребовали найти и наказать должностное лицо, по чьей вине аудит был проведен настолько формально. Ведь получается, что потрачены бюджетные деньги за поверхностный анализ бухгалтерской отчетности, без оценочных суждений о деятельности предприятия. Надо ли говорить, что такое лицо не было ни названо, ни наказано. Возможно, кто-то с чьего-то благословения (а это уже сговор – коррупционная составляющая) специально оформил муниципальное задание таким образом, чтобы в отчете отсутствовали конкретика и предложения по финансовому оздоровлению предприятия, которые четыре года назад могли бы оказаться своевременными,

Продолжим тему муниципальных предприятий, руководители которых непосредственно взаимодействуют с системой КЗД. С августа прошлого года МУП «Водоканал» возглавил Евгений Сухих. Конкурса на эту должность не было: собственник в лице администрации просто поменял местами директора Алексея Тарбеева и технического директора Евгения Сухих, причем на работу в водоканал новый руководитель пришел только в 2015 году, до этого занимал должности в ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» и ОАО «Кировские коммунальные системы». Не очень понятно, на каком основании профессиональный юрист приступил к обязанностям технического директора кирово-чепецкого водоканала. Но, самое главное, почему его назначение на должность директора произошло без конкурса? Не потому ли, что план Евгения Сухих, предусматривающий создание еще одного муниципального предприятия – с чистого листа, но с основными активами МУП «Водоканал», понравился в администрации?

62053059_ktodoljenizvinitsya2

Не зря, ох, не зря депутат Заксобрания Кировской области Константин Мошуренко предлагал производить назначения на должности руководителей муниципальных структур исключительно на конкурсной основе и лучше независимой комиссией, ведь они – ключевые фигуры в нашей социальной сфере. Они должны не только сами работать исключительно в интересах населения, но и анализировать причинно-следственные связи, иметь свое, аргументированное, мнение о действиях органов местного самоуправления и не бояться вступать в дискуссию с должностными лицами администрации, если речь идет о решении городских проблем. Но предложение депутата ОЗС не стало правилом для местной исполнительной власти. Догадываетесь, почему?

Василий Нефедов. Газета «Наш город Кирово-Чепецк»

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх