Культура

Кто ты такой?!

0b284bd0515e664d4a7062c4c2b9a059

Этот странный вопрос, скорее недовысказанный вызов, вырывался у большинства из нас. В разговорах на работе, уличных перебранках, случайных диалогах мы то и дело слышим: «А кто он такой?» Эту фразу почти автоматически произносят, чтобы беспомощно защититься или компенсировать страх, на всякий случай и очень редко для того, чтобы услышать ответ.

В последние годы желание узнавать, «кто этот человек» (по статусу, положению, связям), оказалось впереди всех наших проявлений и чувствований. Вне зависимости от положения и социальной принадлежности. Мы перестали спрашивать имя или интересоваться сделанным, но будто щит или плётку выставляем перед собой вопрос о чужой значительности.

Шумная тётя, возмущённая замечанием, спрашивает про «обидчика»: «Это кто?» Мелкая чиновница, озадаченная чувством собственного достоинства, у «просителя» интересуется: «А вы кто такой?» Медсестра, получившая претензию, прежде чем выбрать тактику защиты, не стесняясь: «Вы кто?» Подвыпивший гражданин – девушке, не желающей вступать в диалог, возмущённо бранится и приговаривает: «Ведь никто… Никто-о-о!» Ведущий центрального телеканала, услышав, что визави пил чай с руководителем страны, удивляется: «Это чем же вы занимаетесь, что пьёте чай с президентом?»

Апофеозом стал музыкальный выпад одного поп-певца против другого. Обидевшись на реплику старшего коллеги, теряющий популярность рэпер выпустил клип «Ты кто такой? Давай до свидания», вынес на публику личные пререкания и вместе с ровесниками (в отсутствие противника!) глумился над ним. В самые короткие сроки в интернете этот хулиганский и предельно неуважительный ролик собрал более миллиона просмотров.

Речь и сцена всегда фиксируют предпочтения общества. Когда страна меняла облик и рушились все привычные представления, в разговорах царило «как бы». Когда все устали от неопределённости, молодёжь вбросила «реально». Настало время предъявлять себя – к месту и не к месту стали повторять «на самом деле».

«Ты кто такой?!» – знак нашего общего пренебрежения к другому человеку, нежелание признавать ценность чужой личности. По сути, это перевёртыш привычного когда-то «Ты меня…». Помните? Комично, наивно, простодушно совсем недавно мы почти по-дружески просили подтверждения своей значительности. Как бы старо это ни звучало, но каждый из нас нуждается в признании.

Вопрошая сегодня «кто такой», мы словно проверяем, нет ли за предметом нашего интереса кого-то или чего-то такого, что могло бы разрешить ему «так себя вести», быть над ситуацией. Это ожидание какого-то особого статуса, который обязательно значительнее твоего. Если он есть, так мы потерпим, а вот если нет…

С другой стороны, это ведь тоска по настоящим значениям и смыслам. Нереспектабельная эта фразочка пошла кочевать по нашим реалиям во времена, когда идеомы «нет одной правды» и «не может быть авторитетов» стали разрешителями любого рода публичных выходок. Казалось бы, раз такое дело (и правды размножились, и авторитеты у всех свои), разживёмся собранием истин и парадом образцов! На деле не стало ни тех, ни других. Поэтому каким бы ни был ответ, он не будет достаточным: авторитетов нет, а агрессивное неуважение стало нормой жизни.

Если вслушаться, за дерзким этим выпадом уже прячется ответ: «Ты никто».

«Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя. Мы все глядим в Наполеоны…», сказано два века назад, а актуальность лишь набирает градус. Сверхпоказательно, что спектакль «Евгений Онегин» Римаса Туминаса стал главным театральным событием заканчивающегося сезона. Вахтанговский театр представил историю про саморазрушение незаурядного человека собственным цинизмом. И время, провозгласившее все ценности несуществующими, выбрало постановку по пушкинской энциклопедии русской жизни лучшим спектаклем.

Получая премию «Хрустальная Турандот», худрук Театра им. Вахтангова Римас Туминас негромко произнёс: «Пусть не покидает нас жалость о человеке. Надо жалеть людей».

В этом тихом призыве какой-то совсем не сегодняшний уровень цивилизованности, уровень человечности. И вообще – у р о в е н ь.

Может быть, мы сможем его расслышать?

Ирина ДЕГТЯРЁВА. «Кировец»

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх