Люди и события

«Медвежья» услуга

Вчера принял участие в телепередаче «Дебаты» на канале РБК. Темой обсуждения стала новая программа «Устойчивое развитие сельских территорий», утвержденная премьером Дмитрием Медведевым.

Документ, в первую очередь, направлен на создание условий по привлечению молодых специалистов на село, создания необходимой инфраструктуры и модернизацию сельскохозяйственного производства.

Проще говоря, как сказал глава правительства для формирования «нормальных человеческих условий жизни на селе».

На эти цели из федерального бюджета будет выделено 90,4 млрд рублей.

Но выделяемой суммы на столь грандиозные цели явно не достаточно. Сегодня на селе проживает порядка 40 млн человек. Нетрудно посчитать, что расходы на каждого селянина составят порядка 2,5 тысячи рублей на семь лет. Это примерно 360 рублей на человека в год. 

Какие «нормальные человеческие условия» могут быть созданы на эти средства?

В таких случаях я всегда привожу в пример соседнюю с нами Белоруссию, где 21% от общего государственного бюджета идет на развитие сельского хозяйства. В США – 24%, а в Евросоюзе – 33 %.

В российском же бюджете на 2013 год на сельское хозяйство заложено чуть более одного процента от общего финансирования.

Конечно, программа социального развития предусматривает софинансирование из федерального и регионального бюджетов, а так же средств участников программы. Но вряд ли это можно считать весомым аргументом. Давайте разбираться.

Если до сегодняшнего дня доля федерального бюджета в таких программах составляла около 70 %, а в случаях поддержки сельхозпроизводства в дотационных регионах, порой, и свыше 80%, то в рамках новой ФЦП доля федерального бюджета может сократиться более, чем вдвое: до 30%. При этом, около 40 % должны будут обеспечить консолидированные бюджеты регионов, и еще 30% — внебюджетные средства, то есть сами предприятия.

И если взять «среднюю температуру по больнице», можно уверенно сказать, что в России почти нет регионов, способных в таких объемах выделять деньги на социальное развитие.

Согласен, в социальную сферу необходимы серьезные финансовые вложения. Но развитие инфраструктуры невозможно без одновременного и систематического развития экономики. Если мы будем постоянно «вливать» средства в «социалку», забывая про реальный сектор, рано или поздно мы столкнемся с ситуацией, когда нам попросту будет нечем пополнять бюджет.

Я уже неоднократно выступал с рядом предложений по выправлению экономической ситуации на селе. При низкой рентабельности сельскохозяйственной отрасли, а сельское хозяйство – бизнес, несомненно, низкорентабельный, необходимо провести реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это позволит растянуть сроки выплат по инвесткредитам и, таким образом, сохранить собственный инвестиционный потенциал предприятий. А, следовательно —  будет способствовать модернизации отрасли и дальнейшему наращиванию объемов производства.

Конечно, кардинально проблем отрасли это не решит. Нужны более действенные меры:

Во-первых, пора отходить от практики субсидирования кредитов, которая в реальности больше поддерживает банки, нежели крестьян. Прежде всего, субсидировать нужно самих сельхозпроизводителей. Причем объемы поддержки АПК должны быть существенно увеличены: хотя бы до уровня, оговоренного условиями присоединения России к ВТО, то есть  9 млрд. долларов (сегодня эта цифра практически вдвое ниже – около 5 млрд. долларов).

Во-вторых, необходима особая поддержка территорий с тяжелыми природно-географическими условиями, так называемых зон рискованного земледелия.

Страна очень неоднородна, и вести сельское хозяйство в Краснодарском крае, в Кировской области или в Якутии – это, что называется, «три большие разницы». Естественно, в южных регионах сельскохозяйственный бизнес развивается динамичней. В сложных климатических условиях сельское хозяйство терпит настоящее бедствие.

Кроме того, отечественные производители должны получать поддержку через госзакупки. Сейчас ко 2-му чтению готовится законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС). И туда уже предложен ряд поправок, смысл которых – гарантировать, что зарубежные поставщики продовольствия ни при каких обстоятельствах не должны получить в России тот же режим доступа к госзакупкам, что и отечественные производители. Этот подход поддерживают очень многие: и в Думе, и вне ее. Я очень надеюсь – хотя сейчас трудно сказать, каким будет исход – что они обретут силу закона.

Часть 1

Часть 2

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх