«Уралкалий» уходит с крупнейших мировых рынков минеральных удобрений

Компания откажется от поставок в Индию и сократит их в Китай
«Уралкалий» уходит с крупнейших мировых рынков минеральных удобрений/ Денис Абрамов / Ведомости

«Уралкалий» направит продукцию, предназначавшуюся ранее для Индии и Китая, на более доходные рынки. Компания подписала контракт с Китаем на незначительное количество хлористого калия по $290/т, контракт с Индией может быть вовсе не подписан, передал «Интерфакс» из Кении слова основного владельца компании Дмитрия Мазепина. Там бизнесмен проводил переговоры с президентом страны Ухуру Кениатой об условиях участия «Уралкалия» и еще одной его компании – «Уралхима» в тендерах на поставку удобрений сельхозпроизводителям.

Контракт с Китаем в несколько раз меньше традиционного, отметил Мазепин. Подробностей он не привел. Не сделал этого и представитель «Уралкалия». В 2017 г. на долю Индии и Китая приходилось 6 и 14% соответственно в структуре продаж «Уралкалия» и совокупно $552 млн в денежном выражении.

Освободившийся калий компания направит на африканский рынок, сообщил Мазепин. На этом континенте цена на удобрения выше $320/т, добавил он. Сейчас на Африку у «Уралкалия» приходится менее 2% продаж.

В сентябре основной конкурент «Уралкалия» – Белорусская калийная компания (БКК) договорилась с консорциумом китайских покупателей о поставках калия по $290/т. Такую же цену БКК установила для индийских потребителей. Стоимость контрактов выросла на 20,7% для Китая и на 17,2% для Индии. Такие цены продержатся до лета 2019 г.

«Уралкалий» счел такую цену несправедливой. Мазепин рассказал в Кении, что на другие азиатские рынки компания поставляет продукцию по $310 /т и цена ниже $300/т для этого региона необоснованна. Представитель БКК не ответил на запрос «Ведомостей».

Китай и Индия – крупнейшие экспортные рынки для производителей минеральных удобрений. На них ежегодно приходится около 7,5 млн и 4,5 млн т поставок соответственно, говорит аналитик «Атона» Андрей Лобазов. «При положительной динамике цен и оптимистичных прогнозах спроса и предложения нежелание «Уралкалия» поставлять продукцию по цене ниже $310/т понятно», – говорит он. «Китай и Индия – это рынки покупателя, – добавляет гендиректор УК «Спутник» Александр Лосев. – Бизнес вынужден снижать цены, уступать требованиям покупателя. Так что с точки зрения прибыли перспективы этих регионов для бизнеса не такие уж оптимистичные».

Новые же рынки – это риск для бизнеса, констатирует Лосев. Зато это рынки продавца: бизнес диктует условия, продавец устанавливает цены. Основная проблема Африки – это голод. И эту проблему пытается решить все мировое сообщество. Африканский климат позволяет выращивать любые культуры, однако региону необходимо развитие эффективного сельского хозяйства и в эту сферу инвестируют все – и Китай, и европейские государства, и арабские страны, продолжает Лосев. А эффективное сельское хозяйство состоит из трех компонентов: техника, мелиорация и обеспеченность минеральными удобрениями. Таким образом, Африка превращается в новый рынок продовольствия, говорит эксперт: «Инвестиции в Африку для развитых стран, борьба с проблемами региона – это еще и попытка сдержать темпы миграции».

Но африканский рынок пока достаточно маленький и так легко перенаправить объемы на него вряд ли получится, опасается Лобазов. «Просто снижать объемы продаж не имеет смысла, – уверен аналитик. – «Уралкалий» в одиночку не может оказывать значительного влияния на глобальные цены, поэтому лучше увеличить продажи на спотовом рынке».

«Африканский рынок очень перспективный, в регион уже пришли китайские инвесторы, которые планируют активно развивать сельское хозяйство. Это значит, спрос на удобрения в регионе будет расти высокими темпами», – говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Конкуренция в регионе станет обостряться, но рынок будет расти так быстро, что «места хватит всем – и российским производителям, и белорусским, и китайским». Сокращение поставок на китайский рынок не станет серьезной потерей для «Уралкалия», отмечает Худалов: «Он сейчас малоинтересен – слишком высокая конкуренция при ценах ниже мировых».