За «Царя», за батюшку, вздрогнем!

4 ноября 2009, 20:00 | Татьяна Зыкина
2 ноября в «Смене» состоялся VIP-показ фильма «Царь» Павла Лунгина. В фойе кинотеатра действительно можно было встретить известных в Кирове людей: документалиста Марию Дохматскую, президента ВТПП Николая Липатникова, депутата ОЗС Юрия Шлемензона, главу департамента информации Елену Урматскую….
Руководитель департамента информации Елена Урматская и директор телекомпании «Grand-TV» Юрий Шлемензон
на VIP-показе в «Смене».
Руководитель департамента информации Елена Урматская и директор телекомпании «Grand-TV» Юрий Шлемензон на VIP-показе в «Смене». Фото: Татьяна Зыкина

Для гостей показа был накрыт стол с традиционными русскими лакомствами - икра и калачи. Из горячительных напитков была водка, шампанское и вермут. VIPов развлекали бояре и скоморохи, а также хор девушек в кокошниках. Весело, задорно. Тусовка «а-ля рюсс» продлилась, жалко, не долго. Всего минут двадцать. Гостей пригласили на просмотр. Правда, одному нашему коллеге из печатного СМИ бесплатной водочки хватило с лихвой. Во время сеанса он уснул и смачно захрапел, а потом и вовсе упал в проход между рядами. Такие у нас VIPы, колоритные! Но не будем о грустном.

Организаторы праздника похвастались, что избранные кировчане увидели «Царя» за три дня до официальной премьеры. Это стало возможным с личного благословения Павла Лунгина, которого, кстати, пытались заманить в Киров на премьеру. Велись переговоры, но именитый режиссер не соблазнился вятскими калачами и дармовой водочкой. Послал вместо себя видеозапись, где он приветствует кировчан с «Царем».

В центре картины нравственная дуэль царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа, который был канонизирован РПЦ. Грешник и праведник. Царь мирской и духовный поводырь. Безумие и мудрость. Месть и прощение. В диалогах этих русских лидеров общественного сознания XVI века затрагиваются основные вопросы бытия человека, которые касаются не только власть имущих людей. Хотя основной вопрос в картине обыгрывается постоянно. Лунгин рассуждает о природе власти, сталкивая власть светскую и церковную. «Царь» в масштабе раскрывает тему, начатую в «Острове», и как бы продолжает «Андрея Рублева» Тарковского.

Какие возникают параллели?

Митрополит Филипп (Олег Янковский) - представитель интеллигенции. Иван Грозный (Петр Мамонов) - тиран, самодур. Властитель дурит, мстит и жаждет крови, а интеллигенция кротко протестует, готовя себя к роли жертвы. Опричнина в виде Малюты Скуратова (Юрий Кузнецов) и Алексея Басманова (Александр Домогаров) творит преступления против собственного народа. С царского благословения. Жгут церковь вместе с монахами. Божий человек Филипп приносит себя в жертву, пытаясь спасти униженных и оскорбленных. Но, как это водится, народ безмолвствует, прячется. Иван Васильевич в финале причитает: «Где мои люди?» Но они либо уже казнены, либо готовы покорно примерить на свои шеи спасительную петлю. Это ложный побег. Ведь согласно жестокой философии царя, «виноваты даже мертвые».

Пройдет время, и место «Царя» Павла Лунгина определят в списке шедевральных исторических драм. Без сомнения, это качественный фильм, наверное, даже лучший за последнее время. Сравнивать с заказной и слабой картиной «1612» не хочется. Однако едва ли уместно «Царя» Лунгина ставить в один ряд с Тарковским. Калибр все-таки не тот.

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ