Культура

В музее открылась персональная выставка художника Николая Вяткина

 

Николай Васильевич Вяткин более 20-и лет преподавал в Кирово-Чепецке, в детской художественной школе им. Л.Т. Брылина. Ныне он продолжает свою педагогическую деятельность в областном центре, в Вятском художественном училище им. Рылова.

Николай Вяткин в своём творчестве проявляет себя как яркий приверженец традиций отечественной реалистической школы живописи и, более того, костромской живописной школы. Продуктивно работая в самых разных жанрах, тем не менее, художник отдаёт предпочтение пейзажу. Он остаётся верным заветам старых мастеров русской реалистической живописи, призывавших учиться у природы, стремившихся средствами пейзажной живописи отразить тончайшие оттенки состояния человеческой души. Не случайно Николай предпочитает работать непосредственно на природе, на пленэрных выездах. Как-то однажды заметил: «Наверное, нужно побывать на пленэре, чтобы меня поняли, я не могу без пленэра». Именно на пленэрах, признаётся Николай, он переживает творческий подъём, находит среду художников-единомышленников и, главное, обретает искомое чувство единения человека и природы. Большая часть работ художника была создана в результате пленэрных выездов в различные уголки нашей малой родины: село Рябово, Уржум, Истобенск, Арбаж, село Пищалье и другие неброские, но ставшие знаковыми для художника места Вятской земли.

Не будет большим преувеличением сказать, что для Николая именно природа русской провинции олицетворяет Россию. Даже в своих натюрмортах, он преследует ту же мысль, включая в их композицию предметы, ассоциирующиеся с русской глубинкой. В стилистике поздних работ, ценители его творчества отмечают присутствие черт, характерных для живописи импрессионистов – стремление передать изменчивые, ускользающие состояния природы. В этом смысле не случайно название одного из натюрмортов Николая Вяткина, представленных на выставке – «Диалог». На переднем плане этой картины — букет подсолнухов в вазе. На заднем плане, в левом верхнем углу, художник изобразил себя, а в правом нижнем углу — репродукцию автопортрета Ван Гога. Рядом с репродукцией помещён огромный амбарный ключ — «тонкий» намёк на то, ключом к чему является здесь репродукция автопортрета великого импрессиониста. Конечно же, здесь явный отсыл к знаменитой картине «Подсолнухи» Ван Гога. Здесь молчаливый для нас, но принципиальный для художника диалог с великим мастером.

Щемящее чувство в душе вызывает сюжет другой картины Николая Вяткина — «В мастерской». Николай в течение долгого времени работал в одной мастерской с Владимиром Лихачёвым, талантливейшим художником, чей земной путь оказался, к великому сожалению, столь кратким. За окном мастерской – снег. Зимой, в декабре, мог бы состояться день рождения, ушедшего от нас в августе художника, без которого мастерская как-то в раз опустела. Николай изобразил себя, оцепенело застывшего у окна, в которое волей художника он «перенёс» вид на алтарную часть церкви, на самом деле не видимую из окна мастерской. За его спиной, словно тени прежней жизни, наполнявшей эту мастерскую, два умышленно не прописанных силуэта, две фигуры – художник у мольберта, лица которого мы не видим, но легко узнаём и сидящая женщина. Это то, что наполняло мастерскую жизнью, теплом, общением, дающим многое и уму, и сердцу. И вот – пустота. И только окно в мастерской, словно окно во внутренний мир художника, оцепенело наблюдающего за безучастным к нашим потерям течением жизни. И вид на церковь, как вечный, но неудовлетворённый и неисчерпаемый вопрос о бренности и смысле человеческого бытия. О чём же еще должен говорить с нами художник, как не об этом?

Источник

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх