- Судьба учителя физики Кирово-Чепецкого лицея Надежды Витальевны Фирюлиной ничем не отличается от судьбы других, таких же учителей города, верных и преданных своей профессии, любящих детей и свою работу. После окончания школы, института она пришла работать в лицей, и уже 23 года трудится в одном учебном заведении. Каждый день уроки, сплошное однообразие … не скучно? Нет, утверждает она, потому, что не стоит на месте, она всё время двигается вперёд. Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, облегчает образовательный процесс, и делает его невероятно интересным. Каждый наступивший день непохож на вчерашний.
Надежда Витальевна Фирюлина в этом году вошла в число 8-ми педагогов Кировской области, получивших премию Президента РФ за высокие результаты своих достижений. Накануне Дня учителя мы пообщались с педагогом.
Не секрет, что профессия учитель, тем более такого учебного предмета как физика, достаточно непростая. Не всем даются технические дисциплины. Сама ли она принимала решение о будущей профессии или кто-то повлиял на выбор, спросили мы педагога.
Как ни странно это прозвучит, первым увидел в девушке задатки учителя и посоветовал поступить в педагогический ВУЗ руководитель театральной студии «Колокол» в ДК «Янтарь» Владимир Широков. Надежда несколько лет занималась в этой студии. Мнение руководителя для неё было авторитетным. Раньше об этой профессии она и не помышляла. Хотя дома родные всегда отмечали технический склад ума. Домашняя техника, игрушки, часы, утюги частенько оказывались разобранными.
— А ещё, — говорит Надежа Витальевна, — я благодарна молодой учительнице физики, которая пришла к нам после института в 9 класс школы №9, где я училась. Она была настолько увлечённой, что «зажгла» во мне интерес к этому предмету.
В 1995 году Надежда Витальевна окончила Кировский государственный педагогический университет им. Ленина по специальности учитель физики и информатики. Пригласил работать в лицей Кирово-Чепецка директор А.А. Суворов. Он приезжал в институт и подбирал себе кадры из будущих выпускников. Впоследствии Анатолий Андреевич, сам физик, помогал молодой учительнице в её становлении, за что она ему по сей день благодарна.
Помнит ли учительница первый урок? Какие испытала чувства? По словам Надежды Витальевны, свой первый урок в 7-м классе она запомнила навсегда. Очень волновалась, было ужасно страшно. Только вот про страх пришлось быстро забыть. Одних только 7-х классов в школе было целых восемь! на параллели. К шестому уроку весь материал она знала наизусть.
Спустя 6 лет, наработав достаточный опыт, Надежа Витальевна Фирюлина решила принять участие во всероссийским конкурсе профессионального мастерства «Учитель года». Победила на областном уровне, на заключительном этапе в г. Москве неожиданно вошла в «пятнашку» лучших. Достойный результат. Но сама педагог сегодня считает, что опыт, конечно, был, ведь не зря же его оценили, но до участия в этом конкурсе у неё не было самого важного – полного понимания для чего она здесь, какова её главная цель, к чему необходимо стремиться и как это делать.
Сегодня образовательный процесс педагога делится на два: обучение детей и самообразование. Своих воспитанников старается заинтересовать, разложить сложную тему по «полочкам», в доступной форме разъяснить, что стоит за сухими физическими формулами и графиками. Большое внимание уделяет эксперименту, а это очень любят дети, а также самостоятельной работе учащихся. Важно нацелить их на решение той или иной задачи, помочь, а результат они должны получить сами и почувствовать от этого удовольствие. Безусловно, в этом Н.В. Фирюлиной помогают современные информационные технологии. Её ученики постоянно участвуют в различных технических и творческих соревнованиях, в том числе и он-лайн конкурсах, становятся победителями международных, всероссийских конкурсов. Но для того, чтобы был результат, необходимо учиться самой, что она с успехом и делает.
Для педагога самообразование – процесс постоянный. Новая компьютерная программа, технические новинки, образовательные семинары, участие в педагогических конкурсах – это неполный арсенал методов самообучения учителя физики и информатики. Кроме самообразования, считает Надежда Витальевна, необходимы публикации опыта работы, свои достижения и успехи, а также воспитанников. Не стоять на месте, а двигаться вперёд. Заветная мечта педагога – пройти обучение в инновационном центре Сколково.
Учитель физики лицея г. Кирово-Чепецка Надежда Витальевна Фирюлина в 2008 и 2012 году уже была среди победителей конкурса на премию Президента РФ и, вот, новый успех, который она в очередной раз рассматривает как некий итог, после которого есть большое желание двигаться дальше, с ещё большим упорством учить и учиться самой.
Л. Вахрушева, методист МКУ ДО «МРЦ».