Крупные компании

Конфликт вокруг ТОАЗа связан с попыткой рейдерского захвата: эксперты

Правила конкурентной борьбы 90-х всё ещё в ходу в России, уверен Сергей Шаргунов.

Корпоративный конфликт вокруг «Тольяттиазота» (ТОАЗ) может быть связан с попыткой рейдерского захвата предприятия. В этом убеждены многие эксперты, высказывавшиеся по данной проблеме.

В интервью интернет-изданию BFM.ru управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда сформулировал истинные, с его точки зрения, причины возникновения корпоративного конфликта.

«Дело в том, что к деньгам компании миноритарные акционеры никакого отношения не имеют, — пояснил юрист. — Они вправе рассчитывать только на получение дивидендов, если таковые распределяются, а деньгами компании они распоряжаться не могут: это не их деньги — это деньги компании. Зная, что в такой ситуации арбитражные суды никогда не встают на сторону миноритариев, они нередко используют свой административный ресурс, если таковой имеется, и инициируют возбуждение уголовных дел. По их мнению, это может способствовать усилению их переговорной позиции в корпоративном споре».

Напомним, что «Тольяттиазот» производит 20% российского и 10% мирового аммиака, экспортирует продукцию в 120 стран. Комбинат входит в пятерку главных налогоплательщиков Самарской области. Предприятие имеет собственный̆ железнодорожный̆ парк и доступ к уникальному инженерному сооружению — аммиакопроводу, тянущемуся более чем на 2 тыс. км до Одессы.

Согласно многочисленным публикациям в СМИ, спор за него начался ещё десять лет назад, когда 10% акций купил «Уралхим» Дмитрия Мазепина. Уголовному делу о хищении уже почти шесть лет. По версии следствия ТОАЗ продавал свою продукцию по заниженной цене швейцарской компании Nitrochem Distribution AG, аффилированной с основными владельцами — отцом и сыном Владимиром и Сергеем Махлаями. Nitrochem Distribution AG реализовывала продукцию по всему миру по рыночной цене. Эта часть прибыли якобы никогда не возвращалась в Россию. Мазепин утверждает, что ему, как миноритарному акционеру, был нанесен ущерб в виде недополученных дивидендов. Между тем, как утверждает защита Махлаев, все решения о выплате дивидендов принимались общими собраниями акционеров, в которых данные миноритарии участвовали и решения которых не были ими обжалованы.

Кроме того, юристы полагают, что незаконной является и квалификация уголовного дела по статье 159 УК РФ (мошенничество), ведь мошенничество трактуется как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Между тем недополученные дивиденды, решения о выплате которых не принимались, невозможно похитить, поскольку нельзя лишиться того, чего фактически еще не существует, отмечали они.

«Отдельно нужно остановиться на «потерпевших», показания которых использовались следствием: Евгении Седыкине и представителях ОАО «Уралхим», — цитирует издание «Новости-РФ» блог журналиста Олега Лурье. — Господин Седыкин не так давно был осужден за ряд преступлений против «Тольяттиазота». Как сообщало СУ СКР по Самарской области, в 2015 году он незаконно провел фальшивое «повторное годовое собрание акционеров», после чего подделал протоколы собрания, по которым председателем совета директоров ОАО «ТоАЗ» оказался избран сам Седыкин. В июле 2017 года «рейдер-пенсионер» Седыкин получил четыре года условно».

По данным «Новостей-РФ», в захвате ТОАЗ поучаствовал небезызвестный Сергей Соколов — экс-руководитель службы безопасности Бориса Березовского.

«Соколов вместе с Русланом Мильченко (гендиректор компании «Аналитика и безопасность»), а также Олегом Антошиным (бывший глава службы безопасности ТОАЗ) обвиняются по статье 222 УК РФ — «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств». Больше года назад они подкинули на территорию завода гранатомет и запрещенную исламистскую литературу. Через некоторое время Соколов в эфире «Первого канала» прямо заявил, что Махлай-старший имеет отношение к организации ИГИЛ. Сейчас Сергей Соколов с подельниками арестованы и пишут из СИЗО покаянные письма, подробно рассказывая о своих проделках», — пишет издание.

Опасаясь ареста, Махлаи покинули страну, что, как уверены «Новости-РФ», не могло не отразиться на производственной деятельности. В прошлом году «Тольяттиазот» выпустил 2,6 млн тонн аммиака, хотя его мощности позволяют производить гораздо больше.

«Есть один факт, что вгоняет в ступор, — цитируют «Новости-РФ» запись в Facebook российского экономиста Никиты Кричевского, — «прокуроры со стороны гособвинения при оглашении доказательств используют таблицу, в которой в короткой форме даны подсказки прокурорам на ключевые вопросы судебного обсуждения, то есть «вопросы и ответы» или Q&A на современном языке». Причем, точно такая же таблица была замечена в руках представителей «Уралхима» г-на Мазепина! … Согласитесь, это уже край. Я ни в коем случае не утверждаю, но с большой долей вероятности предполагаю, что таблица действительно есть и подготовлена она юристами «Уралхима» (в ней, кстати, есть отсылки на утратившие силу правовые акты), дело в другом. Это до какой же наглости нужно дойти, чтоб не стесняясь, на заседании суда в открытую пользоваться шпаргалкой, не удосужившись ни переписать (перепечатать), ни хотя бы прикрыть ее для блезиру. Хапнули денег от рейдеров, так отрабатывайте, а не подставляйте заказчика!».

Вердикта тольяттинского суда ждали многие отечественные и иностранные инвесторы. Возвращаться или не возвращаться? Вкладываться, не вкладываться? Ведь одно дело, когда президент РФ Владимир Путин поручает главам силовых ведомств выработать согласованные решения по поводу бизнесменов, которые хотят вернуться на родину и, вернувшись, не чувствовать себя в опасности, а другое, конкретные судебные решения.

Писатель Сергей Шаргунов в статье «Шквалистый ветер и деловой климат» на портале «Свободная пресса» написал: «Как часто предприниматели разного калибра пишут мне в надежде добиться справедливости и быть услышанными наверху! О людях, строящих аграрные «народные предприятия» или созидающих промышленность, а не просто сырьевой сектор, и потом объявленных чуть ли не вне закона, приходится узнавать непрерывно. Например, читаю в том же РБК о том, что в распоряжении редакции оказалось написанное в тюрьме письмо создателя охранного предприятия «Атолл» Соколова, в котором он признаётся в исполнении заказов по фальсификации компромата против руководителей всех уровней: от руководства в Минфине и ФСИНе до директоров химического предприятия «Тольяттиазот». Ложный компромат, наезды, отжим… Увы, правила конкурентной борьбы 90-х всё ещё в ходу в нашей стране. Да, приходилось читать немало о долгой битве вокруг одного из крупнейших в мире производителей аммиака и попытках его «рейдерского захвата. Надо отделять реальные нарушения закона от мнимых и сфабрикованных. Надо возвращать на родину собственников, которые могут ответственно и прозрачно работать на укрепление страны».

Подробности: https://regnum.ru/news/2449058.html

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх