Страховая пенсия, за исключением специальных льготных надбавок, связана с трудовой деятельностью человека: чем больше «белый» заработок в трудоспособном возрасте, тем выше выплаты от государства в старости. В 2017 году для получения страховой пенсии (в среднем по стране — 14 тысяч рублей) было необходимо иметь 8 лет официального трудового стажа и накопить 11,4 пенсионных балла. Баллы начисляются пропорционально сумме уплаченных в пенсионную систему страховых взносов и зависят от уровня зарплаты. Скажем, при минимальной оплате труда один год работы принесет около одного пенсионного балла. Дополнительные баллы можно получить за каждый год службы в армии или отпуска по уходу за ребенком. Но если по наступлению 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин хотя бы один из критериев не выполняется, то человек может претендовать только на получение социальной пенсии (8–9 тысяч рублей) через 5 лет, в течение которых можно продолжить зарабатывать баллы и стаж для страховой части.
Нормативы ПФР в отношении пенсионеров повышаются каждый год. В 2015 году единственным требованием для получения страховой пенсии кроме возраста были 5 лет трудового стажа, а к 2024 году ради выплат придется трудиться как минимум 15 лет и заработать 30 пенсионных баллов. Человек с минимальным окладом, к примеру, сможет претендовать на страховую пенсию только через 30 лет официальной занятости.
Такая система формирует несколько уязвимых категорий населения, чьи шансы приблизиться в старости вплотную к черте бедности резко увеличиваются. Это прежде всего «самозанятые» в широком смысле слова, от домохозяек до фермеров и индивидуальных предпринимателей, а также любой человек, получающий значительную часть зарплаты в конверте. В 1990-е, как и сейчас, согласие на серые схемы часто являлось единственной возможностью для трудоустройства, однако государство считает, что виноваты в этой ситуации сами работники.
Из-за такой логики к завершению следующего президентского срока своих прав на пенсию могут лишиться миллионы или даже десятки миллионов людей.
Занимаясь просвещением россиян о вреде теневой занятости, ПФР и министр Максим Топилин невольно затронули куда более острую тему: масштабный кризис, в котором в последние годы находится российская пенсионная система. «Пенсионеров, как вы знаете, у нас бедных нет. С точки зрения формальных признаков», — говорил Топилин еще в декабре.
Теперь оказалось, что российские пенсии не только не обеспечивают населению реальный прожиточный минимум (если не принимать всерьез «формальные признаки»), но к тому же являются не вполне гарантированными. В целом этот расклад можно было предвидеть еще в 2014 году, когда государство впервые нарушило свои обязательства перед пенсионерами, заморозив пенсионные накопления, чтобы сбалансировать федеральный бюджет. Затем в 2016 году пенсии были проиндексированы ниже уровня инфляции, а для 14 млн работающих пенсионеров — не проиндексированы вовсе. Наконец, после того как месяц назад мораторий на накопительную часть был продлен до 2020 года, возникли сомнения и в сохранности страховых пенсий. Дискредитации поочередно подверглись все элементы существующей пенсионной системы.
Конечно, подавляющее большинство россиян, вступающих в пенсионный возраст в ближайшие годы, все же могут рассчитывать на положенные им выплаты. Другое дело, что после президентских выборов откроется окно возможностей для очередной пенсионной реформы, концепция которой будет заключаться в дальнейшем перекладывании социальных обязательств с государства на плечи граждан, в том числе путем повышения пенсионного возраста. Чтобы избежать неприятных сюрпризов в будущем, лучше начинать готовиться к этому сценарию уже сейчас.
Арнольд Хачатуров