Культура

Юлия Ионушайте: Пожиратели искусства

Ночь библиотек, Ночь музеев, Ночь искусства, Ночь в театре, Ночь музыки – за два-три последних года эти всероссийские просветительские и культурные акции стали традицией и, кажется, стали пользоваться немалой популярностью в массах.

Учреждениям культуры проведение таких Ночей постепенно вменяют в обязанность. Незадолго «до» поступает сигнал «сверху». Участвуете ли? Планируете ли? Предоставьте-ка программу и план. А оценивают их эффективность исключительно по числу проведённых мероприятий, площадок, активностей и привлечённых зрителей.

Для потребителей же –  это слово здесь кажется самым уместным – все эти Ночи давно превратились в своеобразную «чёрную пятницу», когда во всём мире стартует сезон рождественских распродаж, а с витрин магазинов за считанные часы сметают буквально всё. Что нужно и что нет.

Теперь любая ночь – библиотек ли, музеев ли – это, прежде всего, очереди. Бесконечные очереди перед учреждениями культуры и внутри. Очереди в коридорах, гардеробах, аудиториях, залах и кабинетах. Не протолкнуться! Это хаос. Это гудящая толпа. Которую сложно организовать. А угодить ей – тем более.

Это «Ой, это мы уже посмотрели! Побежали на мастер-класс! Фу, это скучно! Пойдём ещё туда заглянем!» Это желание увидеть всё. Обожраться до отрыжки всем подряд. Без особого разбора. Без того, чтобы вникнуть и понять. Даже без учёта собственных предпочтений. Движ ради движа. Бесконечный парк аттракционов. Хлопающие двери. Плачущие и даже потерянные дети. Истерящие мамашки. Это недовольство: мы хотели, а нам не хватило! Места. Выбора. Возможностей. Развлечений. Сувениров. Это по пять минут на каждую «площадку». И побежали дальше. Это про количество лайков под фоточкой в инстаграме с официальным хештегом акции. Про ситуацию, где качество стало резко уступать количеству. И это уже реально напрягает.

Цель акций – популяризировать, привлекать, повышать интерес и значимость. По факту всё превратилось в жуткую и даже агрессивную погоню за впечатлениями и халявой. Вход на все мероприятия этих Ночей – всегда или почти всегда свободный. То есть бесплатный. Сильно ли это влияет на рост числа посещений в течение года? Вне этих акций? И когда уже по билетам. (Пусть даже цена этих билетов – откровенно смешная). Сложно судить. Не уверена, что тысячи посетителей, фигурирующие в отчётах учреждений, департаментов и министерств, начинают много чаще ходить в музеи, театры и библиотеки.

Вот честно – совсем не хочется нудеть, бубнить и критиковать. Но не замечать произошедшей подмены и откровенно потребительского отношения публики уже не получается.

Существует ли способ как-то исправить ситуацию? Не знаю. Быть может, решение найдётся, если дать себе труд задуматься: а достигают ли эти бесконечные Ночи своей цели? И если нет, то почему.

Юлия Ионушайте — драматург, заведующая литературно-драматургической частью Театра на Спасской, г. Киров.

Источник

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх