Здоровье

Николай Суворов о проблемах медицины: взгляд изнутри

Русские поговорки гласят: «Здоровье не купишь» и «Здоровье дороже денег». Вряд ли кто-то будет с этим спорить. Однако совершенно бесплатной медицинской помощи не бывает – государственная медицина сегодня обеспечивается и за счет бюджета, и за счет отчислений в фонды обязательного медицинского страхования. И все равно у людей немало претензий к сфере здравоохранения. В чем же причины основных проблем и можно ли искоренить их, например, на местном уровне?

Сегодня мы поговорим об этом с врачом-стоматологом Н.В. Суворовым. Николай Валерьевич – выпускник Пермского государственного медицинского института. По направлению Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем приехал в Кирово-Чепецк в 1993 году, работал в стоматологической поликлинике МСЧ-52. Позднее проходил двухлетнюю ординатуру в Пермской государственной медицинской академии по специальности «хирургическая стоматология», где защитил рационализаторское предложение в лечении воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, и вновь возвратился в Кирово-Чепецк. Окончил курсы повышения квалификации в государственных медицинских вузах в Кирове, Нижнем Новгороде, Перми; в 2011 году прошел обучение в Уральской государственной медицинской академии Росздрава и получил диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Ортопедическая стоматология». С 1996 года Николай Суворов является индивидуальным предпринимателем, имеет в Кирово-Чепецке частную стоматологическую практику.

IMG_0777

— Николай Валерьевич, какие проблемы свойственны современной медицине? Пусть это будет взгляд изнутри.

— К сожалению, последние нововведения в сфере здравоохранения не идут ей на пользу и, в конечном счете, отрицательно влияют на качество медицинской помощи. Мои коллеги из государственной медицины говорят: утвержденные Министерством здравоохранения РФ нормы по продолжительности приема пациентов привели к тому, у врачей осталось еще меньше времени на обследование и лечение. На осмотр пациента у участкового педиатра и терапевта должно уходить в среднем 15 минут, у врача общей практики — 18 минут. Невропатологи и акушеры-гинекологи могут посвятить одному больному 22 минуты, лор-врачи — 16 минут, офтальмологи — 14 минут. Для повторного приема время сокращается на 20-30% от первичного, а для профосмотров и диспансерных больных — на 30-40%. За это время надо не только поставить диагноз, назначить лечение, но и провести профилактическое консультирование.

— Жители города, посещающие как ЦРБ, так и МСЧ-52, утверждают, что иногда врач, разговаривая с больным, даже не смотрит на него. Смотрит в компьютер или в бумаги…

— Записи в медицинской карте, оформление специальной отчетности для ФОМС, выписывание рецептов и направлений… Эта работа действительно отнимает у врачей много времени. Мои коллеги отмечают, что ее стало больше в разы. Врачи – не профессиональные машинистки, многие во время приема заполняют бумажные версии, а уже потом вносят сведения о больном в компьютер.

В среднем врачи принимают 20-22 человека в смену, но кроме этого проводят профосмотры (еще человек 20), многие «ведут» дневной стационар и (или) ездят на вызовы, некоторые подрабатывают в частных клиниках. Надо сказать, не от хорошей жизни берутся они за такое совмещение: оклады врачей, особенно «узких» специалистов, вовсе не так велики, как принято считать. Надбавки же, как правило, устанавливаются на усмотрение администрации. В Кирово-Чепецке в среднем «узкие» специалисты получают 17-20 тыс. рублей в месяц. Поэтому каждый врач выкручивается, как может. По информации моих коллег, увеличилось и количество проверок со стороны ФОМС. Словом, получается настоящий конвейер. Неудивительно, что врачи абсолютно вымотаны и морально, и физически.

В больницах сокращают штат санитарок, обязанности по уходу за больными перекладываются на медсестер, которые, разумеется, не успевают «за двумя зайцами» — и выполнять назначения врача, и ухаживать за пациентами. В результате за больными часто приходится ухаживать родственникам, что, на мой взгляд, в условиях стационарного лечения совершенно недопустимо. Про зарплату среднего и младшего медицинского персонала можно даже не говорить: для такого труда она неоправданно низкая.

В стоматологических поликлиниках нагрузка тоже очень большая, а ведь каждый пациент справедливо считает, что к его проблемам врач должен отнестись с максимальным вниманием. Негативно влияет на оказание медицинских услуг постоянное недофинансирование учреждений здравоохранения. Например, на бесплатную пломбу по линии ФОМС выделяется столько денег, сколько она никак не может стоить, учитывая современные материалы и оборудование. В этих условиях руководители стоматполиклиник вынуждены ориентировать медицинский персонал на коммерческий прием. Хотя люди, за которых перечисляются деньги, в этом не виноваты и вправе рассчитывать на бесплатную услугу.

— Не потому ли вы предпочли в свое время открыть частный стоматологический кабинет?

— Здесь тоже все не так просто. Каждый вид деятельности мы должны лицензировать. Оформление лицензий занимает немало времени и стоит денег. Если вы заметили, то не во всех частных клиниках и кабинетах нашего города принимают детей. Потому что введены специальные нормативы для такого приема — отдельный вход в помещение, отдельный туалет и т.д. И как быть специалисту, если родители привели ребенка с острой зубной болью? Отказать в приеме? Но ведь он давал клятву Гиппократа! Принять? Есть риск того, что кабинет вообще закроют. Такая вот дилемма.

Я занимаюсь частной практикой уже 20 лет. Мое призвание – лечить людей. Но почему-то частные медицинские учреждения у нас не входят в категорию «социально значимый бизнес». Нет ни налоговых льгот на федеральном уровне, ни имущественной поддержки – на уровне муниципальном. В начале своей предпринимательской деятельности я имел дело с тремя организациями – налоговой инспекцией, СЭС и арендодателем. Теперь, помимо налогов, я делаю обязательные отчисления в ПФР И ФОМС. Кроме того, состою в договорных отношениях с 13-ю различных организациями. Надо платить за аренду, услуги ЖКХ, вывоз медицинских отходов и ртутных ламп т.д.

Но, несмотря на трудности, я сделаю все, чтобы сохранить и развить семейный бизнес, чтобы у нас сложилась настоящая профессиональная династия. Дело в том, что мы работаем вместе с женой (она – медсестра), с недавних пор нам помогает моя племянница, в скором времени присоединится сын, который учится в Кировской медакадемии.

— Стоматологические услуги дорожают, особенно в последнее время. С чем это связано?

— Прежде всего, мы работает с импортными расходными материалами, которые привязаны к курсу евро. С 2014 года они подорожали в два раза и более. Мы свои цены в два раза не поднимаем (большинство горожан этого просто не выдержат), но увеличивать стоимость услуг вынуждены.

— Разве нельзя использовать отечественные аналоги? Произошло ли в этом направлении импортозамещение?

— Отечественные аналоги есть, но, мягко скажем, качество их оставляет желать лучшего. Пациенты же наши хотят, чтобы стоматологические услуги были качественными.

— Хочу спросить у вас, как у опытного специалиста: влияет ли на здоровье горожан, в частности на состояние зубов, близость химического производства?

— Судите сами, в Кирово-Чепецке две стоматологические поликлиники (государственная и ведомственная), две частные клиники и семь стоматологических кабинетов. Казалось бы, такое количество излишне, но все они загружены работой. О чем это говорит? О влиянии химического производства, о специфическом экологическом фоне. Конечно, производство сегодня модернизировано, проводятся природоохранные мероприятия. Однако столько лет город испытывал на себе негативное воздействие. Вредные вещества оседают в воде, в почве. Отрицательно сказывается этот фактор и на наследственности. Население города страдает от болезней органов дыхания, болезней крови, раковых заболеваний, заболеваний челюстно-лицевой области.

Я считаю, что нынешние хозяева химического производства обязаны выплачивать жителям Кирово-Чепецка некую компенсацию путем перечисления ее в городской бюджет.

— Увы, это проблемы, которые на местном уровне решить невозможно…

— Согласен. Но вместе с тем можно и нужно хотя бы навести порядок в распределении тех финансовых средств, которые поступают в область из федерального бюджета на содержание и развитие сферы здравоохранения. Эти деньги не должны уходить на мероприятия так называемой оптимизации здравоохранения, которую сами медицинские работники называют развализацией. То есть у органов местного самоуправления должны быть функции контроля, которые в последнее время ими совершенно утрачены: нет в Кирово-Чепецке муниципальной системы здравоохранения, значит, и забот в этом смысле нет. Такой подход считаю безнравственным и опасным.

Беседовала Елена Куклина (Бушуева).

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх