Каринский производственный участок, расположенный в поселке (ныне микрорайон) #Каринторф был центром крупнейшей торфовозной узкоколейной сети Кировской области. Узкоколейка Каринского транспортного управления в 70-80-е годы прошлого века насчитывала более 200 км магистральных путей, соединяя четыре торфопредприятия – Каринское, Бурмакинское, Васькинское и Прокопьевское. Отовсюду тепловозики с торфом прибывали в Кирово-Чепецк, для снабжения топливом ТЭЦ-3.

Со временем промышленная добыча торфа практически прекратилась, железнодорожные пути сократились до 12 километров, на Каринторфской узкоколейке осталось только пассажирское и хозяйственное движение. Последний состав с торфом на ТЭЦ-3 пришел из Каринторфа в феврале 2012 года (на ТЭЦ-3 монтировали новую парогазовую установку). Уже тогда ЗАО «Вятка-Торф», будучи владельцем комплекса недвижимости, представляющего собой Каринторфскую узкоколейку (железнодорожные пути, поезда, платформы, шлагбаумы и др.), планировало полностью прекратить здесь движение. Но городская власть обратилась к областному правительству с просьбой сделать все возможное, но не оставить отрезанным от мира самый дальний, заречный, микрорайон Кирово-Чепецка.

DSC_3626 (1)

По договоренности, до 16 января 2015 года перевозку, за счет компенсации из муниципального бюджета, продолжало осуществлять ЗАО «Вятка-Торф». Затем имущественный комплекс был передан в аренду другому юридическому лицу – кирово-чепецкому ООО «ПТП-1». Пассажирское транспортное предприятие вместе с узкоколейкой приняло и работавший на ней персонал – руководство, ИТР и рабочих. Сейчас ее обслуживают более 20 человек.

В 2013 году из городского бюджета в качестве компенсации за перевозки ЗАО «Вятка-Торф» было выделено 11,7 млн. рублей, в 2014 году – 15 млн. В прошлом году «ПТП-1» сделало заявку на субсидию в размере 12,8 млн., на этот год потребовалось увеличение компенсации до 14 млн. рублей. Пытаясь сбалансировать бюджет на текущий год, органы местного самоуправления внесли в него только 8,8 млн. рублей для перевозчика. Рассчитывали, что увеличат сумму в течение года за счет поправок в бюджете. На внеочередном заседании горДумы, где слушался вопрос о внесении поправок, депутаты отклонили предложение администрации по сумме 1,9 млн. рублей для ПТП-1. Свое решение они мотивировали отсутствием «прозрачности» этого вида финансово-хозяйственной деятельности предприятия и потребовали обосновать расчеты. Документы были представлены на очередное заседание, которое состоялось 29 июня.

iertaxvdldvevdfjif-zxqzobrv

И снова разгорелись споры. Стало известно, что ЗАО «Вятка-Торф» объявило аукцион на право аренды имущественного комплекса узкоколейки (срок договора аренды с ООО «ПТП-1» заканчивался). Зачем же выделять деньги на следующий период, если может прийти другой перевозчик? Глава администрации Михаил Шинкарев пытался пояснить, что эта субсидия в бюджете «обезличена», и кто бы ни пришел в качестве арендатора-перевозчика, ему все равно придется дать дополнительные средства, поскольку первоначально выделенных хватало только на семь месяцев. Но, позвольте, мы ведь не знаем, кто придет: быть может, новый партнер предъявит муниципальному бюджету совершенно иные требования. Вероятней всего, конкурс выиграет опять-таки «ПТП-1», в число учредителей которого входит брат заместителя главы администрации Натальи Двининой Владимир Шангин, но исключать другие варианты тоже нельзя.

Если «ПТП-1» продолжит свою деятельность по осуществлению пассажирских перевозок по Каринторфской УЖД, то местной власти следует настоять на финансовом отчете, обосновывающем все затраты. 29 июня, по словам председателя постоянной депутатской комиссии по бюджету, финансам и налогам Евгении Голубевой, был, скорее, отчетом по движению денежных средств, обоснованность расходов не подтверждающим.
Лично меня удивило, что вообще не прозвучала информация о том, учитывается ли ежемесячный «сбор» с пассажиров, ведь ежедневно в поездах следует не менее 400 человек. По нашим подсчетам, в среднем за год доход составляет более 2 млн. рублей. Очень сомнительно, что «ПТП-1» стало бы заниматься этим видом деятельности, если бы он оказался убыточным. Значит, если не очень прибыльный, то, по крайней мере, рентабельный бизнес.

0_aa1b7_68657e61_XL

Одна из проблем, связанных с обеспечением перевозок, заключается в том, что ООО «Вятка-Торф» отказывается заключать долгосрочные договоры аренды, поэтому трудно учесть при выделении субсидии фиксированную сумму хотя бы по этой статье расходов. Михаил #Шинкарев сказал, что одним из путей решения этой проблемы могла бы стать безвозмездная передача узкоколейки муниципалитету. Однако, по его словам, «не имея лицензии на пассажирские железнодорожные перевозки», это сделать невозможно. Но ведь и «ПТП-1» такой лицензии не получало. Наверное, за все это время можно было хотя бы посчитать, что выгодней: оплачивать аренду имущественного комплекса (в составе субсидии перевозчику) или приобрести собственную лицензию, например, на муниципальное предприятие и компенсировать расходы уже в другом объеме.

Глава администрации считает, что ЗАО «Вятка-Торф» нет смысла передавать имущество в казну Кирово-Чепецка безвозмездно, следовательно, такие переговоры успехом не увенчаются. Но для чего наша, местная, власть то и дело принимает на баланс города малоликвидные имущественные объекты, которые скидывают с себя организации, входящие в социальную инфраструктуру предприятия #Уралхим? Так, на том же заседании Думы были приняты в муниципальную казну здание хозяйственного корпуса спортивных сооружений и склад цеха «Здоровье», расположенные на улице Монтажной.

Итак, констатируем: наплавной мост, на который возлагали такие надежды, не обеспечил бесперебойное сообщение города с мкр. Каринторф, ибо на определенный период движение по нему прекращается. Транспортную связь осуществляет только тепловозик. Если бы это был мост, имеющий обособленные понтоны-опоры, движение осуществлялось бы в постоянном режиме. Но при решении вопроса о строительстве моста в «коридорах власти» остановились на более дешевом варианте, а скупой, как известно, платит не только дважды…

Елена КУКЛИНА (Бушуева). Газета «Наш город Кирово-Чепецк»

0_aa1b6_c00ec2f4_XL

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх