Культура

Культура и шоу-бизнес — не близнецы-братья

Культура в переводе с латинского имеет несколько значений и означает возделывание, воспитание, почитание, область человеческой деятельности, связанную с самовыражением человека. Насколько такие определения можно соотнести с современной культурой, если в этой сфере все стало меряться на деньги?

Начнем с того, что культура перестала быть всеобщим достоянием, ушло из нашего лексикона словосочетание «народная культура», культуру стали опрометчиво путать с шоу-бизнесом, изначально подразумевающим как вкладывание больших инвестиций, так и получение больших прибылей. Настоящая культура — это совершенно иное. Я считаю, что она, прежде всего, возможность самовыражения для каждого человека, развития и реализации его творческих способностей. Именно для этого в прежние времена создавались и благополучно работали (бесплатно!!!) многочисленные самодеятельные коллективы — хореографические, вокальные, театральные, инструментальные, цирковые. Поэтому практически во всех сферах искусства люди могли попробовать себя и при наличии таланта, после оттачивания своего мастерства, выйти на сцену, чтобы порадовать зрителей и получить подтверждение своего творческого потенциала.

Я сама очень много лет провела в художественной самодеятельности и отлично знаю, что все это поощрялось, поддерживалось и, разумеется, финансировалось государством. Причем, не по остаточному принципу, а в полной мере, вплоть до обеспечения полноценного участия во всероссийских и всесоюзных конкурсах и фестивалх, гастрольных поездок не только за пределы области, но и за границу. Например, Поломский народный хор, будучи «визитной карточкой» совхоза «Поломский», в полном составе несколько раз пересекал границу СССР и радовал своими яркими выступлениями иностранцев и своих соотечественников, живущих в других странах.
Руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий заботились не только об экономических показателях, но и о том, как отдыхают, чем занимаются в свободное время их работники. Для организации самодеятельных творческих объединений в ведомственных и территориальных клубах, домах и дворцах культуры приглашались специалисты, часто даже из других городов и областей, которых обеспечивали жильем, другими социальными гарантиями. А зачем сейчас пойдет работать по специальности, например, выпускник Кировского училища культуры, если его базовый оклад составит 3800 рублей? На эти деньги одному не прожить, а принести такую сумму в семейный бюджет неудобно. Вот и устраиваются молодые специалисты в коммерческой сфере: благо, сегодня арт-менеджеры требуются в рестораны, кафе, клубы…Горько сознавать, что в Кирово-Чепецке за поколением работников культуры, представителем которого я являюсь, больше никого и нет.

Еще раз подчеркну, что главное различие культуры и шоу-бизнеса, кроме самой специфики их целеполагания, заключается в том, что культура всегда будет дотационной сферой, а шоу-бизнес густо замешан на финансовой составляющей. Настоящая культура никогда не сможет окупить себя. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт, и опыт дореволюционной России. Вспомните историю: профессиональные театры, балетные труппы, художественные галереи, симфонические оркестры существовали если не за счет государства, то за счет меценатов.

В 80-90-е годы в нашей стране были попытки возродить меценатство, вводили даже некоторые льготы при налогообложении для тех, кто оказывал спонсорскую поддержку культуре и искусству. А потом все, к сожалению, «сошло на нет». Но предприниматели, которые хотели бы оказывать такую помощь, непременно должны иметь какие-то преференции со стороны государства. И не только крупные фигуры, но и бизнесмены средней руки, желающие поддерживать любительские объединения, где, например, занимаются их друзья, родственники и, прежде всего, дети. Честно скажем, что сейчас нет почти ни одного бесплатного детского коллектива. И проблема здесь не только в ежемесячной плате за занятия, а самое главное — в дополнительных расходах на костюмы, инструменты и т.д.

Здание РЦ «Янтарь» среди других учреждений культуры относительно молодое, но 25 лет — это тоже немалый срок. Требуется капитальный ремонт, требуется устранение тех недостатков, которые обнаружила у нас служба Госпожнадзора. Я считаю, что временное закрытие нашего дворца (до 15 ноября — ред.) вполне справедливо: пожарные делают свое дело, в данном случае их основная задача — безопасность людей. Но для того, чтобы выполнить все противопожарные предписания, нужны сумасшедшие деньги. Поэтому сейчас все, что мы можем, — это устранить причины основных претензий пожарной службы. То есть произвести обработку «одежды сцены» и найти эффективный химический состав, которым можно покрыть деревянную обшивку в зрительном зале, при этом сохранив его аккустическую способность.

В завершение моих рассуждений скажу, что руководители государства российского наверняка даже отдаленного представления не имеют о том, как живет, точнее, как выживает культура в провинции.

Елена Киричук, директор РЦ «Янтарь»

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх