Точка зрения

Что такое пешеходность, и зачем она нужна

brusch

«Города должны принадлежать пешеходам» — эта мысль одновременно очень новая и очень старая. Очень стара она потому, что до тех пор, пока не началось активное развитие общественного и личного транспорта, улицы городов могли принадлежать только пешеходам за неимением других притязающих субъектов.

Молода — потому, что романтика автомобилизации оказала невероятное влияние на облик городов и то, каким образом люди их мыслят. Возврат к идее важности пешехода поначалу был маргинальным, и только сейчас можно говорить о том, что он стал общим местом в западной урбанистике и постепенно становится таким же общим местом и для их российских коллег.

У идеи пешеходности есть экономические предпосылки. Человек, проводящий время в городе, вступает в большее количество социальных взаимодействий, нежели сидящий дома или «в домике» за рулём автомобиля. Социальные взаимодействия же, в свою очередь, являются базовым элементом экономического поведения. В упрощенном виде можно сказать, что пешеход не только больше потребляет, но и больше производит. Он заходит в кафе, присматривается к товарам в вит-
ринах, смотрит на уличную рекламу. А ещё он сам собой являет рекламную площадку: вот он взял кофе на вынос, вот на нём клевые кеды, вот он закурил ароматный табак. Социальные взаимодействия, пусть даже не через прямую речь, но через беглые взгляды, случайные запахи и прикосновения, служат мощным усилителем экономической машинерии города.

Если отойти от марксистской критики, то в пешеходе можно увидеть и гуманистический посыл: пешеход наблюдает гораздо большее разнообразие людей и практик; он терпимее к людям другого цвета кожи, с другим стилем одежды, другого возраста. Через опыт совместного пребывания на улице он расширяет свой кругозор и осведомленность о том, что люди – разные и не стоит их бояться. Такого рода гуманизм, впрочем, тоже капитализируем.

В общем, можно с уверенностью утверждать, что пешеход — это чертовски выгодно, и чем больше в городе пешеходов, с комфортом разгуливающих по его улицам, тем лучше. Он не занимает много места ни на улице, ни на парковке, он с увлечением потребляет и инспирирует чужое потребление, он снижает уровень преступности, редко попадает в пробки и аварии и зачастую приятен глазу. Но с ним есть одна проблема: для того, чтобы получить все плюсы пешехода, необходимо его на улицу выманить.

Таким образом, пешеходность распадается на актуальную пешеходность и потенциальную, основывающуюся на качестве пешеходной инфраструктуры. А также на пешеходность, появляющуюся от безысходности и от того, что город привлекателен для пешеходов.

Для того, чтобы привлечь пешеходов на улицы города, совершенно необяза­тельно делать полностью пешеходные улицы. Да, если убрать с улицы машины и общественный транспорт, а также расширить набор доступных сервисов, то там будет больше пешеходов. Однако это не сделает город привлекательным для пешеходов, это создаст торгово-развлекательный центр, в котором сложно укрыться от дож-
дя и затруднительно сходить в туалет. Ну, или парк с минималистским подходом к озеленению, если угодно. То есть речь должна идти не о создании специализированных закутков для пешеходов, но о комплексном подходе к пешеходной инфраструктуре, направленном на повышение пешеходности. Пешеход, а вслед за ним инвалид, пожилой человек, велосипедист, роллер, тогда и только тогда появится на улицах города в осмысленных для экономики города количествах, когда он будет уверен в том, что на пути его потребления и производства городского пространства будет минимум преград.

Лучше всего о благотворном влиянии пешеходности осведомлены попрошайки и уличные музыканты. Качественный пешеходный поток создает деньги буквально из воздуха. Именно поэтому там, где улучшается инфраструктура для пешеходов, первым делом появляются они.

Важно понимать, что пешеходность — это самый верный критерий оценки публичного пространства, причем не только с точки зрения эффективности для проведения митингов. Пешеходность — индикатор того, насколько эффективно это пространство работает на город; насколько это пространство не является пус-
тым местом, не застроенным по сентиментальным причинам или случайности.
Все технологии пешеходной инфраструктуры достаточно просты и известны, о них не говорит и не пишет только ленивый популяризатор урбанистики или ленивый защитник прав инвалидов. Это пандусы и лифты, поднятая до уровня тротуара «зебра», парковочные столбики, урны, лавочки, борьба с пылью и грязью на улицах, создание активного уличного фронта, развитие общественного транспорта… Это всё достаточно простые и понятные вещи. Однако они становятся простыми и понятными только в том случае, если мы начинаем понимать пешехода как инструмент развития экономики города, а не как экстравагантного чудака, отказывающегося от прелестей владения автомобилем.

Пётр Иванов.

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх