Культура

Человек за рамками

imagegk

Хотелось найти выражение идеи культуры, что-то простое, но не иллюстративное… А это всегда трудно: мы произносим слово «культура» и автоматически возникает ордер, символы видов искусств… Хотелось от этого уйти, найти что-то говорящее о смысле, не прикладное, а сердцевину этого сложного понятия. Эфир, атмосферу, в центре которой был бы человек, раздвигающий рамки ограниченности, обыденности… Культуры как средства приподнимающего человека.

28 ноября на втором собрании городского Совета по культуре была представлена эмблема. Знак Года культуры презентовал и прокомментировал его автор, заведующий отделом градостроительства и архитектуры, член Совета по культуре, Е. А. Лаптев.

Евгений рассказал, как рождался графический эпиграф очень сложной темы. Сложной тем, что с одной стороны, как правило, всем кажется понятной и близкой, с другой – тем, что эта область человеческих усилий и устремлений не имеет чётких формулировок (а тривиальное сознание, напротив, жаждет простых форм и клише).

— Смысл любой эмблемы в видимой форме, работающей одновременно как понятный знак и как ёмкое обобщение. Кроме того, необходимо учесть, какой она будет не только смыслово, но и технически: как, например, будет выглядеть в печатном варианте, как будет читаться в небольшом размере.

Сначала искал обобщающий образ человека, много всего пересмотрел. Начал с античной скульптуры, но они слишком узнаваемы и конкретны. Вот в этих поисках и наткнулся на человека Громли.

Если бы мы перенеслись на пятнадцать лет назад, мы бы обнаружили Евгения Лаптева в «Театральной Школе» «Янтаря». Там он был артистом, отличным товарищем и человеком, сочинявшим все инженерные сооружения для спектаклей. Тогда он ещё осваивал профессию инженера-строителя, относился к ней с уважением и очень художественным подходом. Уже тогда Евгений чувствовал пространство и архитектонику любого замысла. Творческий взгляд на жизнь, события и окружающую действительность без труда замечали в нём и преподаватели, и друзья. Любой, кто знает Женю, не раздумывая подтвердит, что в творческой работе замену ему найти трудно.

Можно предположить, что на Энтони Громли он наткнулся не случайно. Знаменитый британский скульптор, археолог, антрополог и историк искусств, исследует природу человека. Его скульптуры установлены по всему миру, они посвящены культурной памяти, взаимоотношениям с пространством и временем. Сами названия «Поле горизонта», «Горизонт событий», «Другое место», «Поле притяжения», «Распределение» говорят о том, насколько нагружен смыслами человек Громли. Он словно соткан из мыслей или нервов, квантовых частиц или осколков, бесчисленных граней или острых углов. В полной мере современный человек, парящий над землёй.

Многомерность и оторванность от земли определили выбор. Евгений Лаптев поместил героя в границы, которые с одной стороны сохраняются (образуя заглавную букву эмблемы), с другой начинают разламываться от его движения вверх. Фрагменты разлетающихся стен образуют своего рода супрематическую композицию, а слово «культура» то ли лазурным небосводом, то ли ноосферой замыкает перспективу. Так выражена главная идея эмблемы – человек за рамками.

Знаменитая вершина русского авангарда (супрематизм) и знак современного европейского искусства (громлиевский человек), и даже мерцающая в шрифте память об античной Греции уживаются в этой наполненной воздухом композиции.

Наша эмблема сплавила множество смыслов. Как любой художественный жест она устремлена к каждому. И есть у неё ещё сверх направление. О нём не однажды говорил великий итальянец Джорджо Стреллер:

«… я воспользовался бы непереводимым фаустианским словом «streben». Это означает – «тянуться к…», «выложиться с тем, чтобы». «Streben» означает движение к чему-то, чего здесь нет. Такое движение требует большого усилия, но ты не можешь сказать, к чему ты тянешься, что это такое, — чувствуешь только необходимость этого, острую потребность.»

Творческое усилие лежит в основе любого преобразования, а значит движения и развития. Только, чтобы это преобразование имело смысл и масштаб необходимо раздвигать рамки. Пусть эта запечатлённая необходимость станет символическим стартом предстоящего Года культуры.

Ирина ДЕГТЯРЁВА, «Кировец»

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх