Фан

70 лет назад из Каринторфа отправился первый состав

Зимой 1942 года из Каринторфа по только построенному мосту по направлению к ТЭЦ-3 отправился первый эшелон из восьми вагонов с местным торфом. История сохранила фамилии машинистов — Егорченко и Кучет благополучно доставили дебютный состав. С этой даты начинается история уникальной железной дороги.

Шла ожесточенная война, потребность в электроэнергии росла. Москва приняла решение перебросить в Каринторф три комплексных крана Гидроторфа. Вес одного такого крана составлял 300 тонн. До места сборки оборудование доставлялось в основном на тракторах или волоком (!). После этого понимаешь, как строились знаменитые египетские пирамиды. На костях…

В 1943 году было добыто 184 тысячи тонн торфа, а это в десять раз больше, чем в прошлом году. На торфе трудилось тогда больше пяти тысяч человек, в основном, женщины и пленные немцы. Мужчины были на фронте.

Поселок оживал. Корме бараков, в Каринторфе появились баня, столовая, общежития и первые многоквартирные дома. Началось строительство паровозного депо. В 1943 году хлеб стали продавать в первом продовольственном магазине.

В 1945 году была открыта средняя школа, а через несколько лет – деревянная больница на 75 коек и очень красивый клуб. Эти здания, построенные пленными немцами, сохранились до сих пор.

19 октября 1945 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Каринторф был переведён из Слободского района в Просницкий, а затем в Кирово-Чепецкий район.

В 1990 году посёлок присоединён к Кирово-Чепецку в качестве загородного микрорайона.

Современный Каринторф производит интересное впечатление, если ты сюда попадаешь впервые. Если абстрагироваться от некоторых деталей современного быта и «модной» одежды, то здесь можно снимать фильмы о Великой Отечественной войне без декораций. Кажется, в Каринторфе время остановилось.

Поселок, построенный пленными немцами, сейчас «самый убитый» микрорайон города Кирово-Чепецка. Он странным образом законсервировался, сохранив очарование и дух 40-50 годов ХХ века.

Сегодня от легендарной «дороги жизни» остались рожки да ножки. Что не похитили охотники за металлом, демонтируется. В 2012 году были разобраны пути от ТЭЦ-3 до разъезда «Новый» в 7-м микрорайоне.

Нужда в перевозке торфа отпала (кирово-чепецкая ТЭЦ-3 была переведена на газ), но люди продолжают жить в Каринторфе, и узкоколейка для них — по-прежнему практически единственная связь с большой землей. Судьба ее туманна и, скорее всего, печальна…

В 2012 году появилась свежая идея превратить кирово-чепецкую узкоколейку в туристический маршрут. Однако «ВяткаТорф», хозяин узкоколейки, сетует, что прибыль от дороги нулевая, одни убытки. Если найдется инвестор, готовый вложиться в дорогу на определенных условиях или даже купить вместе с мостом, собственник готов рассмотреть любые варианты, чтобы распрощаться с «веригами». Но пока что этот бизнес-проект серьезных предпринимателей не привлекает.

На данный момент «ВяткаТорф» подписал с администрацией Кирово-Чепецка договор о том, что расходы по содержанию дороги будут компенсироваться из городской казны. На будущий год эта строка бюджетных расходов сохранилась, ее приняли депутаты. Значит, еще побегают старые вагончики!

Алексей УЛЬЯНОВ, http://leninstreet.livejournal.com/

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх