Первая полоса

А.Семейшев относится к ЕГЭ и как чиновник, и как отец

Накануне нового учебного года педагоги Кирово-Чепецка подводят окончательные итоги предыдущего и озвучивают свои организационные и образовательные планы. Обычно это происходит на традиционной педагогической конференции в конце августа. Но мы решили, не дожидаясь ее, задать свои вопросы начальнику городского управления образованием Алексею Семейшеву.

— Какая школа в Кирово-Чепецке, на ваш взгляд, сегодня самая лучшая?

— Знаете, сейчас я не могу никого выделить. Каждая школа города имеет свой профиль и свое лицо. Конечно, есть лидеры. Но в любой нашей школе, если серьезно учиться, можно получить качественные знания. Примером этому могут служить следующие результаты работы образовательных учреждений города: наличие медалистов в образовательных учреждениях (2010 г.- 48 чел., 2011 г. – 48 чел., 2012 – 72 чел.) и итоги государственной аттестации. Практически по всем предметам результаты ЕГЭ по городу выше среднего балла по области, за исключением английского языка и информатики. По результатам участия во всероссийской олимпиаде школьников в этом году у нас следующие показатели: муниципальный этап – 1258 участников, 476 победителей и призеров; региональный этап – 92 участника, 26 победителей и призеров, всероссийский этап – 3 участника. Результаты участия обучающихся учреждений дополнительного образования детей в соревнованиях, конкурсах и фестивалях регионального, всероссийского и международного уровня: победителей – 255, призеров – 502. Выбор образовательного учреждения за родителями и ребенком.

— Вы сказали, что родители могут выбрать образовательное учреждение. Но с этого года ситуация изменилась. В России введена новая система набора учеников, основанная на территориальном принципе…

— Да, мы впервые в этом году действуем на основании внесенных изменений в Федеральный закон «Об образовании». Правила приема значительно изменились. На уровне муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» было подготовлено постановление о закреплении за каждой школой определенной территории. По новому порядку первоочередное право при зачислении имеют жители закрепленного микрорайона, но и им школа может отказать, если там не осталось свободных мест.

На сайтах и стендах школы не позднее 10 марта должна быть вывешена вся необходимая информация для родителей. В течение 10 дней после этого школа обязана указать количество мест в первых классах, не позднее 1 августа – количество свободных мест для тех детей, которые не зарегистрированы в прикрепленных домах. Условно говоря, если я живу в другом микрорайоне, образовательное учреждение вправе отказать мне, если в нем отсутствуют свободные места. Это вызывает недоумение у некоторых родителей, потому что Кирово-Чепецк — город маленький, в принципе до любого образовательного учреждения можно дойти пешком или доехать на автобусе. Соответственно, набор по территориальному принципу у части родителей вызвал недовольство. Но мы обязаны выполнять требования закона.

— Есть ли в каких-то школах недокомплект учащихся?

— Норматив наполняемости класса не более 25 человек в общеобразовательном классе. В то же время, если в классе менее 20 человек, образовательное учреждение несет финансовые потери с точки зрения заработной платы педагогам и материального совершенствования образовательного процесса. Школы обычно ориентируются на 2-3 класса в параллели. Важно понимать, что в зависимости от наполняемости школы идет финансирование, так называемое подушевое, то есть на каждого ребенка область выделяет определенную сумму. На учащегося начальной школы – 12 924 руб., основная школа – 18 435 руб., старшая школа – 22 644 руб. Кроме этого, специализированные школы и классы получают более высокие средства за счет повышенных коэффициентов. Поэтому школы заинтересованы набирать как можно больше первоклассников и формировать старшие классы. К сожалению, десятых классов у нас все меньше и меньше, а в шести школах остается по одному классу. Это, конечно, связано и с демографической ситуацией в городе, а также тем, что после 9 класса часть ребят поступает в учреждения начального профессионального образования. Например, если более 10 лет назад в школах города обучалось более 10 тыс. человек, сегодня чуть более 5 500. В связи с этим ряд школ уже не имеют 10-11 классов (МКОУ ООШ мкр. Каринторф и МКОУ СОШ № 2).

— Завершается подготовка школ к новому учебному году. Как вы можете охарактеризовать этот процесс?

— Информация из образовательных учреждений в мой кабинет сейчас поступает как фронтовые сводки в генеральный штаб. В одном надо что-то доделать, в другом – исполнить предписания надзорных органов, в одном работы близятся уже к завершению, а в другом они застопорились, потому что возникают проблемы с недобросовестными подрядчиками. Сроки приемки школ никто не отменял. Это рабочий процесс.

В общей сложности на ремонтные работы всех образовательных учреждений Кирово-Чепецка из городского бюджета выделено около 30 млн. рублей. Но в основном они будут израсходованы на выполнение предписаний Роспотребнадзора и Пожнадзора. На первый взгляд, предусмотренная в бюджете сумма кажется большой, но если разделить на все наши образовательные учреждения, включая дошкольные и дополнительного образования, это совсем немного. Ведь для того, чтобы выполнить все предписания, требуется более 160 млн. рублей на ближайшие три года, поэтому сегодня выкручиваемся, как можем. Просим надзорные органы подождать, даем обещания все исполнить, но в более реальные для нас сроки.

Тем не менее, считаю, что все образовательные учреждения будут готовы к началу нового учебного года.

— Помимо ремонта проводятся ли какие-то мероприятия к новому учебному году?

— Одна из главных проблем во многих учреждениях образования — это закрытие вакантных мест для педагогов. Руководители прилагают массу усилий, чтобы с 1 сентября все вакансии были закрыты. По некоторым вакансиям ситуация особенно сложная. Это преподаватели информатики и преподаватели иностранных языков, физики. Понятно, что, получив диплом по такой специальности, молодые педагоги стремятся устроиться вовсе не в школу – эти профессиональные знания вполне востребованы и в других сферах и, самое главное, там они лучше оплачиваются. Также требуются учителя начальных классов.

В этом году все общеобразовательные учреждения получили учебники для 1-х и 2-х классов по новому федеральному государственному стандарту, приобретается спортивное оборудование и инвентарь, ждем технологическое оборудование на пищеблоки для четырех школ. Идет подготовка к августовским педсоветам, отрабатываются расписания занятий, составляются годовые календарные графики работы учреждений, планы учебно-воспитательной работы, корректируются программы и т.д.

— Как вы относитесь к ЕГЭ?

— Ну, во-первых, я чиновник и обязан выполнять все нормативные документы в строгом соответствии с требованиями, которые нам предъявляет Закон «Об образовании». Мы обязаны организовать всю процедуру ЕГЭ так, чтобы не было нарушений. У нас за все 10 лет проведения ЕГЭ ни разу не случилось серьезных нарушений при проведении и организации ЕГЭ. То есть мы достаточно грамотно, качественно организовываем подготовку и проведение экзаменов. Основная нагрузка при организации ЕГЭ ложится на педагогов и особенно на руководителей пунктов ЕГЭ, так как это большая ответственность.

Как отец скажу, что мне в какой-то степени жалко детей, потому что сдача ЕГЭ – это всегда нервный стресс для учащегося. Дети боятся сделать ошибку, которая может испортить всю их дальнейшую судьбу. Клеточка не та, квадратик не тот, галочку не там поставил или не так написал. Раньше такого не было: экзамены были не менее, а, может, более сложные, тоже все волновались, но все происходило в доброй и спокойной атмосфере. При этом каждый год требования к проведению ЕГЭ ужесточаются, усложняется сама процедура. Преподавателей тоже «накручивают», чтобы контроль за выпускниками был еще строже, чтобы не было нарушений, чтобы ребята не пользовались телефонами, шпаргалками и т.д. Однако, если ребенок и родители относились к учебе добросовестно – проблем с ЕГЭ не должно быть.

— Как обстоят дела с компьютеризацией школ?

— Все школы на сегодняшний день имеют выход в интернет и компьютерные классы. Другой вопрос, что оснащенность разная, техника меняется, оборудование быстро устаревает. Конечно, есть школы – лидеры в процессе компьютеризации, где и по два кабинета информатики, ноутбуки, интерактивные доски, проекторы. То есть во всех школах это есть, другой вопрос – в каком количестве и как это оборудование используется.

— Предусмотрен ли Wi-Fi внутри школ?

— Нет. Но вопрос об установке беспроводной сети может быть решен в образовательном учреждении самостоятельно (например, в гимназии № 2 такая сеть имеется). В образовательный процесс ГУО уже не вмешивается. Наша задача — организация образовательного процесса с точки зрения инфраструктуры.

— А в завершение нашего разговора признайтесь: вам эта работа нравится?

— Провокационный вопрос (смеется). Конечно, нравится, но порой бывает достаточно сложно. Я был простым педагогом, директором, а сейчас управленец. Ведь если взять всю систему образования города — это 41 образовательное учреждение, 2 бухгалтерии, метод.кабинет и более 2 500 работников, а также дети. На такую махину работает всего 5 человек в управлении образованием. Приходится вникать в разные проблемы, от психологии до экономики, финансов, ремонтов и т.д. Приходится разбираться с конфликтными ситуациями, жалобами, просьбами. Огромное количество отчетов, бумаг, документов. Несмотря на проблемы с которыми мы сталкиваемся, дело свое нравится, но иногда с ностальгией вспоминаю работу в школе с учениками.

Беседовал Валерий Кузьмин, «Чепецк-Ньюс»

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх