Первая полоса

Как, зачем и ради кого голодают Олег Шеин и его соратники

Город Астрахань становится столицей российского политического протеста. 

10 апреля сотни оппозиционеров из Москвы приехали сюда, чтобы поддержать голодающего 25-й день экс-кандидата в мэры города Олега Шеина. Сам он уверен, что фальсификаторы украли у него победу на выборах и готов «идти до конца». Поддержать его едут Навальный и Ройзман, в Москве арендуются автобусы, в местных гостиницах забронированы все свободные койки, в городе уже присматривают место под палаточный городок.

Корреспонденты «URA.Ru» приехали в Астрахань заранее, пообщались с голодающими, поговорили с их оппонентами и попытались понять, почему политический спор в провинциальном городе смог взбаламутить всю Россию.
 
Начитавшись блогов доктора Елизаветы Глинки и Евгения Ройзмана, мы ехали к голодающему Олегу Шеину с тяжелым чувством — готовились застать его едва ли не на смертном одре. Вместо этого обнаружили астраханского оппозиционера бодрым и энергичным, меряющим полутораметровыми шагами коридор возле собственной депутатской приемной. У уха — телефон, в телефоне корреспондент то ли Reuters, то ли France Press: Шеин делает извиняющееся лицо и продолжает давать интервью — уже десятое, наверное, за этот день. Телефон у него звонит не умолкая: то «Эхо Москвы», то «Независимая газета», то сам Владимир Чуров решит справиться о самочувствии. Олег Шеин в эти дни — по-видимому, один из самых востребованных российских политиков.

В приемной Шеина — штаб голодовки. По углам разложены надувные матрацы, повсюду стоят упаковки минеральной воды. Несколько человек лежат на матрацах, но большинство сидит за общим столом, каждый занят своим делом: у одного сканворд, у другого книжка про Никола Теслу, остальные углубились в ноутбуки: пишут в блоги и читают, что рассказывают о голодовке в блогосфере и  федеральных СМИ. Акция протеста проходит в режиме онлайн: мало того, что Шеин и его соратники подробно описывают каждый день в своих ЖЖ, так по углам еще и висят веб-камеры — в любой момент можно посмотреть, чем заняты голодающие.

Голодающие стараются держаться вместе, хотя прогулки и отлучки не возбраняются. Здесь же, на этаже — душевая. Родные приносят чистую одежду. «Очень важно поддерживать гигиену», — поясняет Шеин, которому приносят пакет с двумя свежими черными рубашками. Он, судя по всему, предпочитает их любой другой одежде
 
Сейчас в акции участвуют 18 человек, но цифра постоянно плавает. 16 марта голодовку начали 10 человек, потом их количество выросло, затем несколько снизилось: периодически участников уговаривают прекратить голодание медики. Собственно 25 дней голодают только шесть человек, включая самого Олега Шеина. Этим шестерым врачи также неоднократно предлагали прекратить голодание, ставили диагноз «алиментарное истощение». Но люди отказывались от госпитализации.

И все-таки умирающими их не назовешь. Некоторые даже умудряются периодически ходить на работу — как, например, корреспондент «Кавказского узла» Елена Гребенюк. Голодающий активист «Другой России» Сергей Кожанов поясняет, что тяжело даются первые три дня, потом чувство голода уходит и становится намного легче. Шеин тоже говорит, что в целом чувствует себя нормально, хотя вес стремительно падает и начинают исчезать мышцы. Иногда случаются головокружения и нужно внимательно следить за уровнем сахара. И без того худощавый Шеин скинул уже 9,5 килограмма, теперь весит 67,5. Черные джинсы и рубашка болтаются на нем, посередине он перетягивает себя брючным ремнем: такой нескладный и угловатый человек, в котором никакая голодовка не исчерпает запасы хорошего настроения и ехидной иронии.

Активная жизнь голодающих заставляет их оппонентов сомневаться в натуральности голодовки: «шеинцы» не только лежат на матрасах и пьют минералку, но и устраивают митинги, автопробеги, ведут листовочную кампанию, рассказывая о своей акции. «Это почти единственный способ пробить информационную блокаду здесь, в Астрахани, — говорит Шеин. — Парадоксально, но даже после того как о нас рассказали по центральным каналам, местное телевидение все еще молчит и не замечает происходящего». 

Повод для голодовки — результаты голосования по выборам мэра Астрахани, в которых Шеин официально получил чуть меньше 30% голосов, а его оппонент, единоросс Михаила Столяров — более 60%. Шеин не сомневается, что у него украли победу. И у такой позиции достаточно оснований. Во-первых, оппозиционер выиграл на всех участках, где были установлены КОИБы и «человеческие» фальсификации оказались невозможны. Во-вторых, о победе Шеина свидетельствуют данные exit polls. В-третьих, в Сети уже достаточно видеороликов, демонстрирующих очевидные нарушения на целом ряде астраханских участков во время подсчета голосов. Оставшиеся записи с вебкамер Шеин до сих пор не может получить от Минсвязи — поэтому-то к делу и подключился Владимир Чуров, помогающий оппозиционеру добыть записи.

«За семь лет правления этих людей Астрахань стала гангстерским городом, — рассказывает Шеин. — В свое время и Политковская об этом писала. Вы почитайте в Интернете — тут горели десятки домов. Вместе с семьями. Так власть делила землю».

В команде официально выигравшего выборы Михаила Столярова позицию Шеина стараются публично не комментировать. Но источник в администрации Астрахани сказал «URA.Ru», что считает аргументацию Шеина слабой. «Олег Васильевич ссылается на exit polls, но нигде не поясняет, каким образом проводились эти исследования и где можно посмотреть их результаты. КОИБы, на которые он опирается, — это слишком маленькая выборка, всего 10 штук на 200 участков. К тому же большинство из этих 10 расположены в Ленинском районе Астрахани, который традиционно считается электоральной вотчиной Шеина. Он там живет, он всегда баллотировался от этого округа, поэтому не удивительно, что он победил на тех участках. Что же касается видеороликов, то с каждым нужно разбираться детально. На ряде роликов видно, что наблюдатели Шеина просто откровенно мешали работе комиссий, и поэтому их пришлось удалить из помещения», — говорит источник. Он отмечает, что Олег Шеин до сих пор не подал в суд, чтобы оспорить результаты выборов. «Он сам признает, что у него пока недостаточно доказательств, но раз их недостаточно, почему он занимается шантажом и оказывает давление на власть путем голодовки? Он и после подачи иска собирается голодать. А разве это не давление на суд?» — недоумевает собеседник в администрации Астрахани.

Далеко не все голодающие держатся 25 дней. Но те, кто воздерживаются от пищи с самого начала, сейчас уже редко встают с матрацев
 
Сам Олег Шеин говорит, что «голодовка будет идти до того момента, пока не будет объявлено о проведении свободных перевыборов главы города». Ожидание этого может затянуться на недели, а в запасе у голодающих не так много времени. «Мы изучили опыт и знаем, что, к примеру, голодавшие в 1981 году члены Ирландской республиканской армии начали умирать на 43-й день», — говорит он. В то же время некоторые тюремные голодовки продолжались и более 100 дней. «Я вегетарианец, мне легче такое переносить», — поясняет оппозиционер и говорит, что будет идти до финала: «Из медицинских показателей я голодовку прекращать не собираюсь. Буду голодать до конца». Значит ли это, что Шеин готов умереть? Возможно, хотя вслух об этом стараются не говорить.

Поговорили и с простыми людьми — такистами, продавцами, прохожими. Олега Шеина знают, многие отзываются о нем хорошо. Впрочем, хватает и тех, кто уверен: при бывшем мэре Боженове, которого Шеин считает «бандитом» и своим оппонентом, Астрахань неплохо развивалась: шли инвестиции, город рос
 
Вопрос: умереть за что? Его противники утверждают — «за власть». Сам он уверен: за избавление города от мафиозного клана, который последние годы превращает Астрахань в гангстерскую столицу. «Мафиозный клан» — это окружение бывшего мэра Сергея Боженова, которого сейчас назначили губернатором Волгоградской области (и который уже успел стать фигурантом громкого скандала о поездке в Италию за бюджетные средства). Объявленный мэром Астрахани Михаил Столяров — бывший заместитель Боженова, поэтому Шеин может считать, что борется все с тем же злом. По его мнению, это зло имеет хорошую «крышу» в Кремле — Боженов состоит в дружеских отношениях с первым замглавы президентской администрации Вячеславом Володиным.

Своей голодовкой Шеин уже добился многого: астраханский случай изучает ЦИК, оппозиционеру звонит Чуров, и даже представители «Единой России» говорят о нарушениях во время выборов мэра. Важно и то, что Шеин не какой-нибудь городской сумасшедший или политический фрик: бывший депутат госдумы, человек с огромным политическим опытом
 
Впрочем, у самого Шеина появилась поддержка едва ли не более значимая. В последние дни о его голодовке заговорили тысячи блогеров, включая популярных и влиятельных, — Ройзмана, Глинку, Навального. Последний организует настоящий «астраханский поход» — объявил в блогосфере мобилизацию активных москвичей, которые садятся в машины, арендуют автобусы и покупают места на самолетах, чтобы завтра приехать и поддержать Шеина. Тот уже планирует строительство в Астрахани палаточного городка (пожить в котором для мерзнущих москвичей, к слову, будет приятно — на Волге сейчас +25). 

Кто-нибудь обязательно увидит в этом «руку госдепа», кто-то поворчит насчет бездельников-оппозиционеров, которым посреди рабочей недели несложно бросить все — и уехать в Астрахань бороться за победу малоизвестного политика, про которого еще несколько недель назад никто и не слышал. Но у того, что сейчас история этого политика стала известна на всю Россию, есть простое объяснение: многие россияне считают, что Олег Шеин голодает не за себя, а за каждого из них, за их право выбирать и верить результатам выборов. Именно поэтому у Шеина, возможно, действительно есть шанс добиться перевыборов — и создать важную success-story для гражданского общества.
 
Дмитрий Колезев, фотографии Вадима Ахметова, © «URA.Ru»

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх