Газета "Вперёд"

Душа обязана трудиться…

Николай Рерих: «Каждая страна проходит степень общественности, то есть цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль.

Каждый производитель стандартных изделий, каждый фабрикант, конечно, является уже цивилизованным человеком, но никто не будет настаивать на том, что каждый владелец фабрики уже непременно есть культурный человек. И очень может оказаться, что низший работник фабрики может быть носителем несомненной Культуры, тогда как владелец ее окажется лишь в пределах цивилизации».

Заранее прошу прощения за длинную цитату философа. Она поможет определить предмет, который накануне Дня работника культуры мы попытались обсудить с директором детской музыкальной школы Кирово-Чепецка Владимиром ПРОКАШЕВЫМ. Что думает он о современных носителях «несомненной Культуры», о том, как общество влияет на их формирование, и что мешает им жить, развиваться, а что позволяет «создавать великое наследие».

— Владимир Валерьевич, несколько минут пребывания в стенах вашей школы обратили мое внимание на то, как ведут себя здесь дети. Они вежливо здороваются со всеми взрослыми, не бегают, сломя голову и что-то крича, их глаза светятся умом и добротой. В обычной школе картина совсем иная… Что вы делаете с ними?

Не открою секрета – занятия искусством облагораживают. У нас в школе 430 учеников. Несмотря на то, что классическая музыкальная школа рассчитана на восемь трудных лет учёбы, 75% наших воспитанников становятся выпускниками.

— Неужели все они будут музыкантами? А если нет, то разумно ли в наш практичный век тратить столько времени и усилий на «облагораживание души»?

Необязательно быть профессиональными музыкантами или даже просто музицировать для себя. Главное – поселить в сердце любовь к искусству, пронести её через всю жизнь и передать потомкам. А насчёт практичности — это как посмотреть. Замечу, что наши ученики и в общеобразовательной школе неплохо учатся, проявляют себя в иных хороших делах. Занятия их дисциплинируют, игра на инструменте развивает моторику рук, следовательно, и мышление. А хорошие манеры, воспитанность, на которую вы обратили внимание? Не случайно в понятие дворянского воспитания входили занятия музыкой. Вообще, будь моя воля, я в обычной школе ввёл бы обязательные уроки игры на музыкальном инструменте. А потом объединил бы детей в хоры, ансамбли, оркестры.

— Ныне даже каплей дворянской крови гордятся, хотя многим до дворянских манер далеко. Трудно представить себе современных школьников, горящих желанием взять в руки домру, балалайку или баян. Скажите, вам не приходится идти на какие-то уступки реалиям времени?

После показа телесериала «Ранетки» к нам пошли девочки 13-14 лет с огромным желанием играть на гитаре и ударных инструментах, петь свои песни. Мы открыли отделение вокала, которое дало нам много способных ребят, их знают в городе. У детей есть предпочтения в выборе, зависящие от конъюнктуры времени. Например, в Москве очень популярен аккордеон после концертов Петра Дранги, а у нас – нет. А вот в оркестре русских народных инструментов у нас нет недобора – 40 человек в младшем составе, 55 – в старшем. А при переходе из младшего состава в старший ещё и очередь образуется. И даже занимаясь эстрадой, параллельно наши дети получают классическое образование. О вкусах спорят, но, чтобы вкус сформировался, надо слушать лучшие образцы музыки.

— Телеканалу «Культура» отдают предпочтение очень немногие люди, а нынешняя молодёжь в подавляющем большинстве выберет развлекательный канал СТС.

Один мой ученик как-то сказал, что он не любит слушать симфонии, сразу переключает канал. Я предложил ему послушать симфонию вместе. Надо научить ребёнка слушать музыку, чем мы и занимаемся в школе. Сейчас многие слушают какую-то музыку в дороге. Такая музыка идёт фоном, о ней не надо задумываться. А настоящую, серьёзную музыку так слушать нельзя.

— Чаще всего люди не находят времени для этого…

Потому что им лень напрячь мозги, чтобы послушать что-то настоящее или прочитать какую-то серьёзную статью в газете. Это спад художественного вкуса. Определённая деградация нации происходит.

— Чем она вызвана, на ваш взгляд?

В первую очередь, реформами в образовании. Они бесконечны, не дают сосредоточиться на чём-то. Один только 83-й федеральный закон о статусе образовательных учреждений чего стоит! Сначала нас заставили стать бюджетным учреждением, через полгода – казённым, затем через год – снова бюджетным. Будто бы всё для упрощения бухгалтерской отчётности, большей свободы действий. Я этого пока не ощутил, только бумаг разных стало больше в пять раз! Положительных перемен от реформ в последние годы я не замечал. Взять тот же ЕГЭ, который рассчитан, в первую очередь, на сумму знаний и хорошую память. Тестовая система не развивает склонности к анализу, логике. Сокращаются часы на гуманитарные предметы. Человека отучают думать, размышлять. А потом навязывают ему чьи-то вкусы и представления.

— Удаётся ли вам, как директору школы, противостоять чехарде реформ ради истинного искусства?

Пока, думаю, да. Способностью к восприятию искусства наделены все дети. Имеет значение, в какую среду попадает ребёнок. Наш коллектив сложился давно, много наработано методик, программ, творческих находок. Действуют прекрасные коллективы, которые знают в городе и за его пределами. Планку мы не снизили. Неужели я, например, имея консерваторское образование, пойду исполнять шансон или буду включать в концертную программу левый репертуар? Нет. Я буду заниматься тем, что умею и люблю. Мы сохраняем лучшие традиции, а зритель наш всегда найдётся.

— Городским учреждениям культуры порой трудно бывает собрать зрителей на классические концерты, представления. Поэтому они вынуждены зарабатывать деньги на чём-то более близком «массовому зрителю».

Мы пробовали заниматься зарабатыванием денег на концертах. Но оказалось, что в наших масштабах и в нашем статусе овчинка выделки не стоит. Поэтому все наши концерты бесплатные, и наш небольшой зал всегда полон. А если Дом культуры перевести в статус развлекательного центра, заставить зарабатывать, он быстро скатится до уровня торговой точки. Чувствуете разницу – культура и развлечение? Искусство и «потреба дня». Раньше люди после работы шли заниматься самодеятельным творчеством, то есть поднимали свой культурный уровень. А сейчас им предлагают просто развлечься.

— Владимир Валерьевич, я правильно поняла, что с материальной стороной у музыкальной школы нет проблем?

Из бюджета мы получаем субсидии только на зарплату преподавателей и коммунальные расходы. Всё остальное – за счёт благотворительных взносов. Это немного, но позволяет нам обеспечить какой-то необходимый минимум. Мы держимся благодаря имеющейся базе, сложившемуся коллективу. То, что культура нуждается в дополнительном финансировании, – это общая проблема.

— Ваши педагоги не устали от существующих в культуре проблем?

Мои коллеги — замечательные специалисты и бессребреники. Многие не только преподают, но и выступают на различных конкурсах, фестивалях профессиональных исполнителей. Кроме зарплаты, они получают какие-то стимулирующие выплаты. Но основной мотив творчества – поддержание исполнительской формы. Одной из моих заместителей уже более 60 лет, но она с удовольствием играет на ударных инструментах в оркестре. Значит, не устают. А, вообще, средний возраст преподавателей у нас – 48 лет, в Кировской первой музыкальной школе – 63 года… В последние годы к нам вернулась работать только одна выпускница. Через несколько лет отсутствие молодой крови может нас сильно подкосить.

— Как и везде, причина одна – нет перспективы приобретения жилья, мало возможностей для роста и самовыражения. А почему вы не уехали из Кирово-Чепецка, и страдаете ли теперь по упомянутым причинам?

Меня неоднократно приглашали руководить оркестром в большом городе, но не решился по тем же соображениям – жильё, достаток. Неизвестно, как сложилась бы жизнь где-то там. А свой город я люблю. Здесь у меня интересное дело – школа, которой я посвящаю все семь дней недели. Удовлетворение получаю от работы с образцовым оркестром народных инструментов, которому уже 15 лет. Я сам себе хозяин – играю что хочу, как хочу, творю. Была бы у меня такая творческая свобода в другом месте – трудно сказать. А для творческого человека это важно.

— Да, возможность удовлетворять высшие потребности в иерархии потребностей человека многого стоит, только мотив для этого у человека должен быть очень сильный. Владимир Валерьевич, в вечном споре «несомненной Культуры» и массовой, порождённой в угоду времени, как вы думаете, кто победит?

Во все времена ценителями и носителями настоящей культуры, настоящего искусства были немногие. И это не принадлежность к какой-то касте. Их доля в обществе меняется. Но они были, есть и всегда будут. Пусть сейчас идёт откат назад. Но одно то, что об этом многие говорят, пишут, задумываются, уже свидетельствует о том, что общественный организм почувствовал опасность. Теперь всем вместе надо искать пути возвращения к тому, что «несомненно».

Беседовала Светлана Патрикеева, газета «Вперед»

Кстати: В апреле образцовый оркестр русских народных инструментов, которым руководит Владимир Прокашев, примет участие в международном конкурсе «Вятские узоры» в Кирове. А в мае кирово-чепецкий зритель увидит концертную программу «Сотый концерт», которая будет состоять из одних премьер.

 


Друзья, вскоре вы можете читать и комментировать Чепецк-Ньюс} и на Я.ру — chepetsk.news!

Популярные записи

Информационный портал. Библиотека публикаций. Собственные материалы имеют пометку "Чепецк-Ньюс" (© при перепечатке или цитировании гиперссылка обязательна). Не несем ответственности за содержание рекламы, объявлений и комментариев пользователей.

Мы ВКонтакте

Наверх