13 марта состоялось совместное заседание 55-го Совета Российского Союза химиков и Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по химической промышленности на тему: «О минимизации рисков химической промышленности при вступлении России в ВТО». На заседании прозвучало выступление Генерального директора ОАО «ГалоПолимер» М.В.Дорошкевича «Россия в ВТО: практические задачи по выживанию».
Вступление России в ВТО может сказаться на развитии национальной химической промышленности как положительно, так и создать дополнительные трудности. Участие в ВТО создаст дополнительные механизмы для увеличения потока инвестиций на российский рынок и позволит качественно повысить конкурентоспособность российской продукции. Однако вступление в ВТО будет означать и уменьшение ввозных пошлин на каустик с 15% до 5%, уменьшение ввозных пошлин на фторполимеры с 10% до 6,5%, обострение конкурентной борьбы как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
По нашему мнению, наибольшие преимущества от вступления в ВТО ощутят крупнейшие российские экспортеры химического сырья и крупнотоннажного химсырья с относительно невысокой добавочной стоимостью, и компании, относящиеся к малотоннажной специализированной химии, обладающие технологическими know-how и научной базой.
По словам Генерального директора холдинга «ГалоПолимер» М.В.Дорошкевича, «необходимо предложить государствам-участникам ВТО ряд «встречных» предложений, направленных на качественное повышение уровня взаимодействия с Россией, в том числе предоставление российским предприятиям на льготных условиях новых технологий производства, ревизию антидемпинговых пошлин в отношении продуктов сделанных в России странами-участниками ВТО, обоюдную унификацию стандартов безопасности химической продукции между Россией и странами-участниками ВТО».
Определенные усилия потребуются и со стороны Правительства РФ в оказании помощи и поддержке российских производителей.
По мнению Максима Дорошкевича, «первостепенными задачами являются создание российского аналога REACH (защита от некачественных экспортных химических продуктов) и лоббирование интересов российского химпрома на международной арене (как минимум в части покупки технологий)».
Кроме того, необходимы формирование системы льготного кредитования технологического перевооружения, предоставление субсидий через регуляцию тарифов монополий (электроэнергия, ж/д тарифы), организация покупки современных технологий (прежде всего, технологий производства озонобезопасных хладонов, спецфторполимеров), унификация технических и экологических регламентов производств, создание логистической инфраструктуры (портовые терминалы для перевалки химикатов) и национального режима при закупках отечественной продукции госпредприятиями, стандартизация перевозки опасных грузов, формирование системы государственных гарантий при покупке иностранных производств (лучших по технологии).
«Чепецк-Ньюс»